Время новостей
     N°8, 20 января 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.01.2003
20 мучительных дней
Зарегистрировать фирму по-прежнему непросто
Упрощенный порядок регистрации юридических лиц, которым предприниматели могли воспользоваться с середины прошлого года, оказался вовсе не так уж прост, как представлялось сначала. Получить свидетельство о регистрации действительно стало возможно за пять дней, но это вовсе не означает, что с этого момента фирма может начать полноценную юридическую жизнь. Неожиданно сложным стало, к примеру, взаимоотношение новоиспеченных фирм и банков. Элементарная раньше процедура, открытие в банке расчетного счета, превратилась в занятие не для слабонервных.

Сама регистрация теперь труда не составит. Вместо того чтобы собирать справки по восьми инстанциям (пенсионный фонд, фонд соцстраха, госпожнадзор, статистическое управление и т.д.), предпринимателю нужно сдать пакет документов в налоговую инспекцию. По истечении пяти дней можно забрать готовое свидетельство. Оповещение всех остальных инстанций, в том числе и внебюджетных фондов, о появлении нового юрлица налоговики берут на себя. И в этом кроется первая проблема.

Дело в том, что без предъявления свидетельства о постановке на учет в Фонде социального страхования (ФСС) невозможно открыть счет в банке. А в ФСС не дают необходимую бумагу без справки о постановке на налоговый учет. Разве свидетельство о регистрации, полученное в налоговой инспекции, не считается доказательством того, что налоговики уже поставили фирму на учет, -- резонно вопрошают предприниматели чиновников фонда. Оказывается, нет. Ведь по Налоговому кодексу, «постановка на налоговый учет осуществляется в срок до десяти дней после госрегистрации». Новый закон о госрегистрации создал из налоговых органов двуликих янусов: свои регистрирующие обязанности они выполняют совершенно отдельно от фискальных. Поэтому к пяти дням, необходимым для регистрации, они свободно прибавляют еще десять на выдачу свидетельства о постановке на налоговый учет.

Визит же в фонд соцстраха заставляет задуматься, а был ли оптимизирован порядок госрегистрации? Для постановки на учет в ФСС, помимо свидетельства о постановке на налоговый учет, требуется печать организации, решение о создании фирмы (с печатью), копии и оригиналы учредительных документов, коды статистики, копия свидетельства о госрегистрации, приказ о назначении главного бухгалтера, справка на руководителя и главного бухгалтера и даже скоросшиватель. Страховое свидетельство в ФСС выдают в течение пяти дней. Их прибавляем к 15 дням -- получается 20 дней, которые приходится потратить на регистрацию. И это не намного меньше, чем при старом порядке, когда эта процедура длилась около месяца.

Далее возникают мытарства с банком. В банк нужно предоставить заверенные нотариусом копии устава, учредительного договора, свидетельства о постановке на учет в фонде соцстраха, а также оттиск печати и карточку с образцами подписей лиц, уполномоченных распоряжаться счетом. Весь этот список документов установлен еще инструкцией Госбанка СССР, выпущенной в 1986 году. Более свежих правил по этому поводу нет и, как считают сами банкиры, не будет. В МДМ-банке уверяют, что проблема эта в большей степени надуманная, жестких противоречий между старой инструкцией и требованиями нового закона «О госрегистрации...» нет, и все трудности, возникающие у клиента, преодолеваются с лету. Ведь комбанки могут достаточно «гибко» относиться к инструкциям.

На самом деле «гибкость» комбанки скорее проявляют на словах и в официальных разговорах с прессой. Если же задать вопрос от имени потенциального клиента, желающего открыть счет, то требования к документам оказываются по-прежнему жесткими. К примеру, не со всеми банками легко решить вопрос предоставления им копии устава для открытия счета. Проблема в том, что при регистрации инспекции выдают только свидетельства, но не проставляют штампа о регистрации на учредительных документах (уставах). А без этих отметок непосредственно на самих учредительных документах нотариусы отказываются заверять копии документов.

По словам замначальника юридического управления Пробизнесбанка Михаила Аль-Рубайи, у клиента есть несколько вариантов действий. Можно получить в самой налоговой копию устава. А можно просто изготовить дополнительный экземпляр устава, подписанный всеми учредителями, и заверить у нотариуса. В Москве некоторые налоговые инспекции уже начали предупреждать клиентов о проблемах с открытием счета и советуют поступать именно таким образом.

Ирина СКЛЯРОВА