Время новостей
     N°8, 20 января 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.01.2003
«Транскреду» указали место
Михаил Касьянов назначил передачу акций банка в казну на конец февраля
Министерству путей сообщения придется расстаться со своим опорным финансовым центром -- Транскредитбанком (ТКБ) к концу февраля 2003 года. Глава МПС Геннадий Фадеев до недавнего времени надеялся сохранить за собой сколько-нибудь значительный пакет акций ТКБ, но, как заявил премьер-министр Михаил Касьянов в эксклюзивном интервью газете «Время новостей», МПС должно выходить из капиталов кредитных организаций в ногу со всем государством. А значит, контроль над банком, хранящим финансовую историю железнодорожной монополии, скоро может перейти к группе частных инвесторов. При этом ТКБ имеет все шансы сохранить свой статус и остаться ценным активом: в МПС утверждают, что не собираются переводить свои счета в другие банки.

Михаил Касьянов напоминает: «в феврале будет как раз год» с момента, когда Белый дом решил прекратить участие государства в капиталах банков, исходя из того, что «распыленная государственная система кредитных организаций препятствует развитию конкуренции» в банковском секторе. Формальным воплощением этой идеи стало известное распоряжение правительства №454-р от 4 апреля 2002 года, которое предписывает государственным унитарным предприятиям (ГУП) и учреждениям передать принадлежащие им акции и доли в банках на баланс Минимущества. По данным министерства, год назад госпредприятия владели более чем 700 пакетами акций банков номинальной стоимостью около 2,5 млрд рублей.

В 2002 году предполагалось, что ГУП выйдут из банков к 1 июля, но из-за открытого нежелания отраслевых чиновников отдавать акции безвозмездно этот срок пришлось переносить дважды. Наиболее болезненной процедура оказалась для МПС, которое просило отложить свое расставание с «Транскредом» (доля ГУП МПС в капитале банка составляет 75%, а номинальная цена этого пакета -- 1,2 млрд руб.) на время реформы железнодорожной отрасли. В сентябре Геннадий Фадеев написал на имя г-на Касьянова письмо с разъяснениями о том, что ТКБ нельзя трогать как минимум до создания ОАО «Российские железные дороги» -- структуры, которой предстоит управлять активами МПС. Но премьер не удовлетворил просьбу г-на Фадеева.

Теперь глава правительства говорит о новом сроке аккумулирования в Минимущества акций банков -- конец февраля: «Думаю, к этому времени мы постараемся процесс (передачи акций. -- Ред.) завершить. За оставшимися 30 предприятиями (не выполнившими распоряжение правительства. -- Ред.) стоит примерно 20 банков. Среди них два крупных -- Конверсбанк и Транскредитбанк, акции которых также будут переданы Минимущества». «Договоренность по ТКБ была достигнута в конце минувшего года, -- пояснил корреспонденту нашей газеты глава пресс-службы Минимущества Александр Паршуков, -- насколько нам известно, МПС обещало перевести акции в январе-феврале». По его словам, летом «Транскред» может быть внесен в дополнительный список предприятий, подлежащих приватизации в 2003 году, после чего пакет акций банка можно будет продавать на аукционе.

Между тем цена и суть потенциальной сделки целиком зависят о того, как поведут себя железнодорожники, утратив контроль над «Транскредом». Если МПС немедленно заберет из него счета, покупка потеряет всякий смысл. Между тем, по данным ЦБ, за полные три года, в течение которых «Транскред» был опорным банком монополии (конец 1999--2003 гг.), его активы возросли почти впятеро -- с 3,2 млрд руб. до 15,2 млрд руб., а собственные средства -- вчетверо (с 570 млн руб. до 2,4 млрд руб.). Вчера источник, близкий к руководству МПС, заверил корреспондента газеты «Время новостей», что «министерство не ищет замены ТКБ». «Мы активно работаем с банком, и планов уводить средства нет», -- заявляет чиновник. А в ТКБ напоминают, что банк только что запустил новый зарплатный проект на Московской железной дороге, оборудовал банкоматами московские вокзалы и открыл несколько ипотечных программ для региональных железных дорог.

Поэтому вероятно и то, что МПС, отдав ТКБ, захочет его вернуть, а главным участником приватизационного аукциона станет будущая бизнес-структура железнодорожников -- ОАО «РЖД». Ранее заместитель министра путей сообщения Анна Белова не исключала, что вариант с покупкой ТКБ «Российскими железными дорогами» возможен. «Но тут возникает резонный вопрос, -- отмечает г-жа Белова, -- где РЖД возьмут на это деньги? Есть только один источник -- рост тарифов процентов на десять».

Юрий ВЕРЕТЕННИКОВ