Время новостей
     N°8, 20 января 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.01.2003
Последний праздник в СНГ
В полной интриг жизни Кремля визит президента Армении в Москву в конце минувшей недели стал подлинным отдохновением. Саму делегацию можно назвать скорее посольством, ибо вместе с президентом в Москву прибыло едва ли не все правительство Армении в лице самых высокопоставленных министров: обороны, иностранных дел, финансов и далее по списку. Давно в Кремле не было таких праздников и такого торжества подлинного стратегического партнерства.

Роберта Кочаряна и Владимира Путина роднит многое. Они не просто ровесники, представители одного политического поколения. У каждого своя война, окончания которой не видно. Тот факт, что один борется с сепаратистами в Чечне, а другой совсем недавно возглавлял сепаратистов в Карабахе, смущать не должен. Оба, Путин и Кочарян, став президентами и отменив унижения национальной гордости, быстро привыкли, что их войны безнадежны и нескончаемы, а потому не требуют решений. Оба президента вообще научились жить, не принимая во внутриполитической жизни никаких эпохальных решений, что на фоне прежних времен и прежних правителей выглядит подлинной стабильностью.

Им легко друг с другом, они, надо полагать, прекрасно знают цену разговорам об исторической общности и стратегическом партнерстве -- какое стратегическое партнерство у двух стран таких разных масштабов, не имеющих к тому же общей границы? Против кого партнерство -- против Азербайджана? Так президента Алиева в Москве принимают с не меньшей теплотой, да и не испугать Баку никакой 102-й российской военной базой в Армении. Против Турции, Грузии или, может быть, Ирана? Все гораздо проще: только в Армении на законных основаниях остаются наши военные базы, и ровным счетом ничего стратегического в этом нет, как нет ничего геополитического в расположении Армении, -- просто хорошо, что эти базы никуда не надо выводить.

С другой стороны, Роберт Кочарян пришел к власти еще в те времена, когда политиков на полном серьезе делили на прозападных и пророссийских. Его предшественник Тер-Петросян считался прозападным, в связи с чем Кочарян почему-то считался едва ли не дипломатическим российским прорывом. Между тем Кочарян, прибывший, кстати, в Москву из Кельна, и не собирался тешить Москву какими-то иллюзиями. Это было бы странно для руководителя государства, бюджет которого, по сути, строится на помощи многомиллионной и разбросанной по всему свету диаспоры.

Кочарян, сняв с повестки дня петросяновские реформы, законсервировал ситуацию, в том числе и внешнеполитическую, которая от этого пророссийской не стала. Одно время казалось даже, что Москва не прочь заменить кем-нибудь и Кочаряна. Да только любой другой чаяниям Москвы отвечал бы еще меньше.

Конечно, Россия для Армении ближе Америки или Европы. Но это особая близость. Точно так же те, кто сегодня покидает Армению, едут в Россию -- просто потому, что на более серьезный бросок -- в Германию, Францию или за океан -- нет сил. Потому в России, действительно, проживает самая большая армянская диаспора. Это диаспора тех, кто русский еще знает лучше английского, а английский в Ереване сегодня учат с большим усердием. В помощь России особенно никто не верит, но из всех кандидатов в президенты (а выборы в Армении -- 19 февраля) только Кочаряна принимают в Москве, этот фактор не решающий, но слишком привычный, чтобы им пренебречь.

И вовсе не стала привлекательной Армения для российского бизнеса, хотя отдельные из устоявших фрагментов ее экономики сегодня развиваются и с российским участием. Да, за долги (да и долг-то всего 93 млн долларов!) Армения отдает сегодня Разданскую ТЭЦ, несколько ереванских НИИ да оборонный завод «Марс», но и в этом, понятно, нет ничего стратегического. Просто что-то должно крепить наше стратегическое партнерство, и Россия должна знать, что есть у нас на ставшем чужим Кавказе верный союзник. Стало быть, не все так плохо, а что нет общей границы, так это даже лучше -- наше военное присутствие все еще простирается в необозримую даль.

Когда-то российские заинтересованные лица, отвечая на вопрос о роли карабахской войны для удержания Еревана в российской орбите, были уклончивы: ну что все про Карабах -- есть еще и промышленность, в которой Армения от нас очень зависит. Армянские знающие люди эти тезисы комментировали без всякой дипломатии: какая экономика -- она давно умерла, а та, которая появится, ничем не будет обязана России. Надо полагать, президенты это отлично знают. Просто Армения -- единственная страна Содружества, в отношениях с которой такая полезная мифология столь необременительна, и праздник было устроить нетрудно. Если не ошибаюсь, на просторах СНГ это один из последних праздников.

Вадим ДУБНОВ, обозреватель журнала «Новое время», специально для газеты «Время новостей»