Время новостей
     N°8, 20 января 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.01.2003
Борьба за экспорт
Нефтяники рассчитывают уговорить правительство
Несмотря на заявление Михаила Касьянова о том, что все трубопроводы в России должны быть собственностью государства, нефтяные компании не теряют надежды на то, что проект по строительству нефтепровода из Западной Сибири в Мурманск будет реализован. При этом нефтяники пока не намерены соглашаться на условия участия в проекте, предложенные премьером.

Президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов в пятницу заявил, что крупнейшие нефтяные компании не заинтересованы в том, чтобы просто финансировать мурманский проект по экспорту нефти: «Мы считаем, что есть инициаторы проекта -- четыре нефтяные компании -- и есть интересы государства. Сегодня есть возможность по реализации данного проекта, но, конечно, нефтяные компании хотели бы быть участниками мурманского проекта, и никто не мешает «Транснефти» стать равноправным участником этого проекта или оператором по эксплуатации нашего нефтепровода». По словам г-на Алекперова, в ближайшее время пройдут переговоры для поиска решения, при котором государство сможет влиять на транспортную систему в мурманском проекте. «То, что в Мурманске необходим терминал, связанный нефтепроводами с крупнейшими месторождениями, -- это факт», -- заявил президент компании.

Напомним, что в конце прошлого года ЛУКОЙЛ, «Сибнефть», ТНК и ЮКОС (затем к проекту присоединился «Сургутнефтегаз») заявили о своих намерениях построить сообща трубопровод мощностью в 60 млн т от месторождений Западной Сибири в Мурманск, где планируется построить незамерзающий порт.

По словам г-на Алекперова, нефтяники пытаются решать и проблему недостатка мощностей для увеличения экспорта в этом году. При этом, как сообщил президент ЛУКОЙЛа, компания прогнозирует продолжение роста производства нефти в ближайшие пять лет: «В этом году мы скорее всего преодолеем планку в 400 млн т нефти».

«Мы надеемся, да и уверены в конечном итоге, что «Транснефть» найдет варианты, которые позволят нефтяным компаниям в ближайшее время увеличить экспорт», -- сказал г-н Алекперов, посетовав на то, что сегодня приходится тратить «большие деньги, доставляя нефть железнодорожным транспортом, а это не самый эффективный способ экспорта».

Пока же варианты увеличения экспорта государством не найдены, компания старается решать этот вопрос самостоятельно. Так, сейчас ЛУКОЙЛ ищет площадку для строительства терминала мощностью 3 млн т в год на юге России, сообщил г-н Алекперов. По мнению президента компании, необходимость в новом перевалочном пункте возникла из-за перегруженности Новороссийского порта и погодных условий, в результате чего в декабре и январе компания фактически стоит. Также завершается строительство терминала в Астрахани мощностью 1,1 млн т (с перспективой расширения до 5,2 млн т, а затем до 8 млн т), начать эксплуатацию которого планируется в апреле. Проходит реконструкция терминала в Калининграде, после чего его мощность увеличится втрое -- до 6 млн т. В скором времени должно начаться строительство терминала в Высоцке Ленинградской области, что позволит увеличить компании экспорт в станы Европы и США. Комплекс планируется использовать для экспорта продукции Пермского, Нижегородского и Ухтинского НПЗ, а пробные поставки начать осенью этого года. Мощность первого пускового комплекса составит 5 млн т в год, а затем будет увеличена до 10,75 млн тонн.

Президент ЛУКОЙЛа также сообщил, что в 2005 году компания планирует пустить газ с Находкинского месторождения в систему «Газпрома», с газовой компанией уже подписано соглашение о доступе к трубе, а сейчас ведутся переговоры о цене газа. Часть газа будет продаваться непосредственно с месторождения, а часть ЛУКОЙЛ будет поставлять в регионы, где компания имеет интересы в энергетике и коммунальных хозяйствах.

Денис РЕБРОВ