Время новостей
     N°162, 04 ноября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.11.2000
Топливо большой политики
Энергия станет главным источником налогов в XXI веке
Жизнь трудна и стоит дорого. Год за годом немцы проглатывают все более горькую пилюлю роста цен на бензин. Все более реальные контуры приобретает «зеленое пугало», о котором было столько разговоров пару лет назад: нормальная цена на бензин должна составлять никак не менее 5 марок за литр. Тем самым, утверждают лидеры партии «зеленых», будет достигнута социальная справедливость по отношению к тем, кто пользуется общественным транспортом и в большей степени сохраняет природу, чем индивидуальные автомобилисты.

Хотя пришедшая в 1998 году к власти в Германии «красно-зеленая» коалиция всячески пытается охладить страсти вокруг «проблемы 5 марок» и делает вид, будто этот рубеж находится где-то в заоблачной дали грядущих десятилетий, цены на топливо в Германии медленно, но верно карабкаются именно в этом направлении. Еще в январе 1999 года нормальный бензин (АИ-92) стоил в среднем 1,45 марки за литр, «супер» (АИ-95) -- 1,50. С тех пор горючее стало дороже в среднем на 60 пфеннигов за литр. То же самое произошло и с топливным мазутом, его цена за литр выросла вдвое -- с 50 пфеннигов до 1 марки.

В эпицентре выплеснувшихся в последние недели на улицы германских городов страстей вокруг возросших цен на топливо находился так называемый экологический налог, или налог на энергию. С весны прошлого года он является компонентом цены любого сгораемого энергоносителя, применяющегося в Германии, и его размер будет планомерно увеличиваться ежегодно на 6% в течение ближайшего десятилетия.

Идеология эконалога базируется на одной простой мысли: счет за экологический ущерб должен выставляться тем, кто является его виновником, то есть собственникам промышленных предприятий, транспортным компаниям и автомобилистам.

В результате взимания эконалогов в течение ближайшего десятилетия должны удвоиться цены на сгораемые энергоносители -- уголь, нефть и природный газ. Кроме того, «зеленые» требуют ужесточения тарифов на электричество, получаемое на АЭС и установках по сжиганию мусора. Они также выступают за отмену нынешних «экологически вредных» госдотаций на добычу угля и производство керосина. Все эти налогово-запретительные меры в состоянии намыть в госказну в ближайшие десять лет не менее 250 миллиардов марок.

С другой стороны, в порядке перераспределения налогового бремени государство обещает шаг за шагом снижать взносы трудящихся на социальное страхование (медицинское, пенсионное, на случай безработицы) на те же самые 6%. А поскольку бремя этих взносов в Германии делят в равной пропорции работодатели и наемные работники, то выигрывают в результате обе стороны.

По мнению «зеленых», это приведет к буму в области занятости и инноваций. Экономист из Оснабрюка Бернд Майер подсчитал, что благодаря эконалогу в Германии до 2010 года будет создано 950 тысяч новых рабочих мест, главным образом в таких отраслях, как строительство, оказание услуг и розничная торговля. Впрочем, это станет реальностью лишь в том случае, если европейские соседи также в полной мере последуют немецкому опыту эконалогообложения.

Тогда в чем же дело, почему немцы так резко протестуют против эконалога? Безусловно, не последнюю роль в этом играет популистская волна, поднятая оппозицией -- главным образом христианскими демократами. Проиграв в 1998 году выборы «красно-зеленым», они упустили исторический шанс, доставшийся канцлеру Герхарду Шредеру, -- провести в стране радикальную налоговую реформу, важным звеном которой являются налоги на энергию.

Невзирая на бурные протесты общественности, глава берлинского кабинета ни на шаг не отступил от концепции эконалога. Официально было объявлено, что на 77% недавний скачок цен на топливо обусловили возросшие цены на нефть-сырец, а также катящийся вниз евро (это увеличило цену одного литра на 46 пфеннигов). Что касается эконалога, то он «виноват» в росте цен лишь на 23% (благодаря ему литр бензина стал дороже на 13,9 пфеннига).

Есть, однако, и более глубинная причина, по которой нынешнее правительство так цепко держится за идею эконалога. Как утверждает министр финансов Ханс Айхель, «энергия, обложенная достойным целевым налогом, должна в будущем поддерживать огонь в очаге госбюджета». В результате процессов глобализации современная экономика на глазах ускользает из рук государства: часть капиталов уходит за границу, где не только рабочая сила, но и налоги выгоднее, другая -- в пространство Интернета, отчаянно сопротивляющееся налогообложению.

Спасительным решением для государства тогда становится одно -- природа. Загнанная в государственные границы, она является тем незыблемым ресурсом, сама забота о котором всегда может послужить основанием для пополнения бюджета.

Юрий ШПАКОВ, Берлин