Время новостей
     N°5, 15 января 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.01.2003
«Звезды» против «авторитетов»
Вчера официально объявили конкурс на новое здание Мариинского театра
О неизбежности конкурса на новое здание Мариинки архитектурная общественность узнала почти одновременно с открытием российского павильона VIII Венецианской биеннале. Напомним, выставка в павильоне представляла макет новой сцены Мариинки, выполненный калифорнийцем Эриком Моссом. Как только выставка открылась, стало ясно: радикальный для Петербурга деконструктивистский проект Мосса реализован не будет. Министерство культуры РФ выделило около 400 тысяч долларов на заказной конкурс. Официально тип нынешнего архитектурного соревнования определяется так: «международный конкурс с приглашениями на разработку проекта». Во всем мире подобные конкурсы организуются по следующему принципу: к участию привлекаются звезды, они представляют свои оригинальные проекты, после чего авторитетнейшее жюри заключает контракт со звездой-победителем на разработку пакета рабочей документации для осуществления проекта.

У России опыт проведения международных архитектурных конкурсов минимальный. Об этом прискорбном факте наша газета писала специальным «Крупным планом» в связи с шоковой терапией предложений Эрика Мосса. Отсутствие опыта и присутствие изумительнейшего русского гонора внесли в конкурсную диспозицию свои коррективы и свою интригу. Звезд мирового уровня в нынешней Расее, увы, не наблюдается. Тем не менее как-то так получилось, что из одиннадцати участвующих проектных коллективов половину (пять) составляют отечественные. Это, во-первых, проект хорошо чувствующих нынешнюю полурыночную, полуофициозную, полукриминальную конъюнктуру столичного архитектурного бизнеса руководителей крупных проектных мастерских -- Андрея Бокова («Моспроект-4») и Олега Романова (Городской институт архитектуры в Санкт-Петербурге). Два независимых бюро Москвы: «Остоженка» Александра Скокана, «Сергей Киселев и партнеры». И наконец, три мастерские из Санкт-Петербурга, пользующиеся особым расположением отобравшего их председателя экспертной комиссии, главного архитектора города Олега Харченко. За русской «командой» -- мощная группа поддержки родимого архитектурного начальства и строительных компаний, осуществляющих техническую поддержку готовящегося мегапроекта (напомним, что из-за отсутствия альянса с ними потерпел фиаско сам Рэм Кулхаас со своим предложением реконструкции Генерального штаба). За «командой» иностранной -- ничего, кроме признанного в мире звездного статуса. Состав «звездной шестерки» таков: Марио Ботта (Швейцария), Арата Исодзаки (Япония), Доминик Перро (Франция), Ханс Холляйн (Австрия), Эрик ван Эгераат (Нидерланды), наконец, многострадальный нонконформист Эрик Мосс, кстати, самый «незвездный» из всей шестерки, а потому имеющий минимальный шанс стать победителем конкурса.

После знакомства с участниками резонно задать вопрос: «А судьи кто?». Состав жюри снова наводит на невеселые размышления о том же «своем, исконно-посконном» пути России. Русских -- снова ровно половина. Из них два судьи, Валерий Гергиев и Михаил Пиотровский, к архитектуре не имеют ровным счетом никакого отношения, а следовательно, наиболее подвержены манипуляциям со стороны председателя рабочей группы, члена жюри, непримиримого оппонента Мосса, главного архитектора Петербурга Олега Харченко. Принципиальность других судей не то чтобы вызывает сомнение, но как-то с архитектурными стилями и предпочтениями эта принципиальность ассоциируется далеко не у всех. Джозеф Кларк, например, -- технический директор «Метрополитен-Опера», Колин Эмери -- директор Британского отделения Мирового фонда памятников (World Monuments Fund, фонд включает архитектуру разных эпох, в основном любезной петербургскому начальству классики). А несколько действительно знаковых для современного архитектурного процесса «жюрящих» людей (таковых я насчитал четыре, среди них практикующие в мире архитекторы и исполнительный директор престижнейшей Премии Притцкера (Pritzker Architecture Prize) Билл Лейси) погоды не сделают. Шансы провести «правильное» решение у Харченко с присными (например, судействующим президентом Союза архитекторов России Юрием Гнедовским) имеются немалые.

Вокруг конкурса страсти будут бушевать вовсю. Ведь куш велик. Затраты на строительство второй сцены Мариинского театра ориентировочно составят 100 млн долларов. Уже приготовлен утешительный приз: вне зависимости от результатов конкурса все участники получат гонорары в 30 тысяч долларов. К 12 мая конкурсные разработки будут представлены ответственному секретарю конкурса, а со 2 по 16 июня все желающие смогут познакомиться с ними на выставке в Академии художеств. Подведение итогов и объявление победителя состоится 28 июня.

Сергей ХАЧАТУРОВ