Время новостей
     N°162, 04 ноября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.11.2000
Ян Калицки: «Американское лобби» работает на всех
Россия и США обсуждают, как сделать Налоговый кодекс еще лучше
«Конечно, историческое достижение! Но…». Примерно так выглядит реакция большинства зарубежных бизнесменов и политиков, когда заходит речь об оценке Налогового кодекса. Главная причина для радости проста: хорош ли, плох ли документ, а все-таки закон. Залог стабильности, что так важно для приличного бизнеса. К тому же принимается в неожиданно рекордные сроки, а это сигнал: эпоха бесплодных перебранок между Кремлем и парламентом отошла в прошлое.

Никто однако пока не берется предсказывать, что с принятием НК на Россию прольется инвестиционный дождь. Хотя и называют 13-процентный подоходный налог «райским».

Дело, конечно, не в том, что из кодекса исчезли почти все льготы, которыми до сих пор пользовался иностранный бизнес в России. И не в том даже, что ряд новаций, как, например, увеличение срока возврата НДС из бюджета с 10 дней до четырех месяцев, неблагоприятны для всякого бизнеса. Основная проблема -- в большом количестве неточностей и юридических пробелов в тексте кодекса, открывающих широкое поле для интерпретаций и, следовательно, для произвола со стороны налоговой бюрократии.

Стремление закрыть эти бреши стоит за большинством последних рекомендаций по налоговой реформе, адресованных российскому правительству деловыми кругами США. В конце сентября пакет предложений, разработанных Американской торговой палатой в России, был официально передан представителям Минфина и МНС в ходе заседания

совместной рабочей группы по налогообложению, действующей в рамках Российско-американской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и технологическому сотрудничеству (известной ранее как комиссия "Гора--Черномырдина").

Часть этих предложений представляет собой перечень поправок к уже принятым разделам НК. Другая -- рекомендации к главе по налогу на доходы организаций, проект которой ждет своего рассмотрения в Думе и уже вызывает у иностранных предпринимателей немало опасений.

О том, как работает российско-американская рабочая группа по налогообложению, корреспонденту «Приличных денег» рассказал ее сопредседатель, советник Министерства торговли США ЯН КАЛИЦКИ.

-- Насколько успешно вам удается защищать интересы американского бизнеса в рамках российско-американской рабочей группы по налогообложению?

-- Во-первых, мы отстаиваем не только интересы американского бизнеса. Речь идет о выработке таких решений в сфере налоговой политики и законодательства, которые стимулировали бы российскую экономику, способствуя привлечению как внутренних, так и внешних инвестиций. Посмотрите на наши последние рекомендации по НДС, налогу на доходы корпораций, налоговому администрированию. На 90% они отражают общие интересы компаний, желающих работать в России по четким и понятным всем правилам, с равной выгодой для бизнеса и российской экономики.

Кстати, когда четыре года назад мы создали эту рабочую группу, чувствовалось, что наши российские коллеги испытывали схожие опасения. Они сидели, сложив на груди руки, будто ожидая услышать очередные требования «американского лобби». Но вскоре стало ясно, что мы также стремимся к решению проблем российского бюджета, и в них проснулся живой интерес к совместной работе.

-- Российские реформаторы неоднократно подвергались обвинениям в некритическом заимствовании американского опыта. Насколько вы находите возможным применение американской налоговой модели в России?

-- Мы вовсе не стремимся внедрить в России налоговый кодекс США. Этот документ занимает несколько полок, но он далек от совершенства. Мы исходим из лучшего, что есть в современном международном опыте.

Между прочим, в выработке наших предложений большую роль играют ведущие аудиторские компании мира, имеющие дело не только с американскими, но и с российскими, и европейскими, и азиатскими клиентами. Разумеется, некоторая часть наших рекомендаций, в особенности, например, по налогам на доходы корпораций и физических лиц, отражает специфические проблемы иностранного бизнеса, работающего с Россией. Это совершенно естественно.

Что касается эффективности, то я очень высоко оцениваю итоги того пути, который мы проделали за эти четыре года. Хочу выразить особую признательность за сотрудничество гг. Починку, Гусеву и Шульгину из МНС, а также Задорнову, Шаталову и Моторину из Минфина, в разное время являвшимся сопредседателями нашей группы с российской стороны.

-- Как вы прогнозируете экономический эффект Налогового кодекса? Приведет ли его введение к реальному оживлению инвестиционной активности, к выходу хотя бы части капиталов из теневой экономики?

-- В международном деловом сообществе принятие Налогового кодекса воспринято с очевидным одобрением. Это значительный шаг вперед к созданию в России благоприятного инвестиционного климата. Но что касается прямого экономического эффекта -- тут я буду осторожным. Во-первых, мы понимаем, что российское правительство вынуждено соблюдать баланс между краткосрочными потребностями бюджета и стремлением к структурным реформам. Многое будет также зависеть от механизмов реализации Налогового кодекса, от поведения российских налоговых ведомств. В кодексе еще немало неясных моментов, требующих уточнений и разъяснений. Многое станет ясно уже в первой половине следующего года. А о реальной экономической отдаче можно будет судить не ранее чем через полтора-два года.

Во всяком случае реакция наших собеседников в рабочей группе, а это замминистра финансов г-н Моторин, заместители министра по налогам и сборам гг. Шульгин и Гусев, вызывает у нас определенный оптимизм. Мы надеемся и очень хотели бы, чтобы предлагаемые нами рекомендации нашли отражение в поправках к Налоговому кодексу еще до вступления соответствующих его разделов в силу.

-- Почему среди участников рабочей группы нет представителей налоговой полиции?

-- Так вышло исторически. Сначала в группе были только люди из Минфина. Затем к нам присоединились и представители МНС, что положительно сказалось на нашей продуктивности. Теперь действительно очень важно подключить налоговую полицию. Надеюсь, уже следующее наше заседание пройдет с их участием.

-- Курс администрации Клинтона в отношении России подвергается сейчас в США ожесточенной критике. Особенно достается комиссии «Гора--Черномырдина», в рамках которой действует ваша рабочая группа. Как может измениться стратегия США в отношении экономических реформ в России после ноябрьских президентских выборов?

-- Вы, видимо, имеете в виду доклад экспертной группы Кокса, подготовленный конгрессменами-республиканцами. Удивительное дело, но в российской прессе вокруг него шума больше, чем в США. Американские журналисты довольно быстро пришли к заключению, что этот доклад типичный продукт предвыборной борьбы, подготовленный небольшой группой представителей оппозиционной партии с целью набрать очки в президентской кампании. Характерно, что после большого количества критических замечаний в адрес администрации Клинтона авторы доклада формулируют 15 рекомендаций по построению российско-американских отношений. Так вот 14 из них полностью совпадают с тем, что делало правительство Клинтона--Гора.

Если отвлечься от предвыборной конъюнктуры, то станет ясно, что политика, которую проводил Клинтон в отношении России, получила широкую двухпартийную поддержку в США. Несмотря на все трудности, с которыми сталкивались отношения России и США, эти две страны очень важны друг для друга, и сотрудничество между ними развивается по очень широкому фронту -- от нераспространения ядерного оружия до осуществления масштабных экономических проектов, например в сфере энергетики. Нам удалось даже преодолеть разногласия и наладить сотрудничество по такой деликатной проблеме, как конфликты вокруг Косова и Боснии.

Как представитель ныне действующей администрации США могу заверить, что если вице-президент Гор одержит победу на выборах, то будут предприняты все усилия, чтобы сотрудничество между Россией и США расширялось.

Предложения Американской торговой Палаты в России

Налог на доходы физических лиц

-- Установить одинаковую ставку подоходного налога для физических лиц-резидентов и нерезидентов, зафиксировав ее на уровне 13%.

-- Сформулировать четкие условия, при которых иностранные представительства будут обязаны удерживать подоходный налог со своих сотрудников (ст. 226.1 НК).

-- Дополнить ст. 229 недвусмысленным определением оснований, по которым налогоплательщик имеет право требовать возврата удержанных у него сумм подоходного налога, включая те, что предусмотрены межгосударственными соглашениями об избежании двойного налогообложения, а также любые другие поводы для вычетов, вытекающие из российского и международного законодательства.

НДС

-- Уточнить в главе об НДС еще до ее вступления в силу положения, касающиеся импорта «технологического оборудования», в качестве вклада в уставный капитал (ст. 150), и товаров, поставляемых в «разобранном или несобранном виде» (ст. 147).

-- Отказаться от концепции «удержания НДС» при импорте, полностью возложив ответственность за уплату НДС на импортера (как это принято в странах ЕС).

-- Принять меры к жесткому соблюдению обязанности налоговых властей по возмещению из бюджета причитающегося входного НДС.

Налог на доходы организаций

-- Сохранить в НК льготу для капитальных вложений.

-- Отредактировать ст. 40 НК таким образом, чтобы корректировка цены для целей налогообложения в соответствии с рыночной распространялась на обе стороны сделки (при т.н. трансфертном ценообразовании), что позволит избежать двойного налогообложения.

-- Ввести четкие критерии определения «рыночной цены» для банковских процентов.

-- Недвусмысленно зафиксировать обязательность уменьшения налогооблагаемой базы на суммы отрицательных курсовых разниц по валютным кредитам для налогоплательщиков, использующих кассовый метод.

-- Включить в перечень затрат, уменьшающих налогооблагаемую базу, проценты, выплаченные по кредитам, направленным на капитальное строительство. Отказаться от ныне действующих ограничений по учету этих затрат, заменив их на концепцию необходимых и обоснованных расходов.

Налоговое администрирование

-- Создать специальный координационный орган в структуре Минфина или МНС для унификации правил применения налогового законодательства различными налоговыми властями. Инструкции и разъяснения этой структуры должны иметь одинаковую нормативную силу для всех налоговых органов.

-- Создать специальные подразделения в региональных отделениях МНС по контролю за процедурами соблюдения соглашений об избежании двойного налогообложения.

-- Уточнить объем полномочий налоговой полиции по проведению проверок и наложению штрафов.

-- Разрешить зарубежным компаниям, имеющим несколько отделений в России, предоставлять консолидированную отчетность по каждому федеральному налогу так же, как это могут делать российские компании.

-- Отменить требование для российских компаний о получении специального разрешения ВЭК на покупку валюты на сумму свыше 10 тыс. долларов.

Беседовал ВЛАДИМИР ИВАНОВ