Время новостей
     N°162, 04 ноября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.11.2000
Регионы смотрят в кошелек граждан
Поскольку в их собственный уже заглянуло правительство
Пока бюджет 2001 года стремительно шествует к своему третьему чтению в Госдуме, региональные власти расторопно выстраивают свою защиту от главного финансового документа страны. Новый бюджет вкупе с Налоговым кодексом, изрядно сократив доходы регионов, заставляет последние изыскивать новые источники финансирования. Субъекты Федерации задумались сейчас о своих «неиспользованных» налоговых резервах.

На одной из последних конференций министр по налогам и сборам Геннадий Букаев высказал вслух одну интересную мысль. На вопрос, о каком снижении налогового бремени может идти речь, если регионы поднимут свои налоги до максимума, он ответил следующее: «Но мы ведь сняли огромное бремя с предприятий, отменив оборотные налоги. А если поднимется уровень налога с продаж, то ведь платить его будут конечные потребители, а не предприятия». Министр прав: избавившись от налогов с оборота предприятия вздохнут с облегчением, только оплатит их радость рядовой покупатель.

Способов увеличить налоги у регионов немного. Они практически отсутствуют у тех субъектов федерации, которые изначально устанавливали максимальные ставки своих налогов, -- в основном это «бедные» регионы-реципиенты. Единственный оставшийся им вариант -- это введение местного налога на прибыль с 2001 года. Но он целиком пойдет в бюджеты органов местного самоуправления и ими же устанавливается.

Другие регионы, которые не устанавливали максимальные ставки, имеют больше возможностей. Помимо местного налога на прибыль, они могут увеличивать региональный налог с продаж, вводить налог на вмененный доход и поднимать «региональную составляющую» федеральных налогов. И если ранее эти регионы позволяли себе низкие налоговые ставки, чтобы сдерживать рост цен или предоставлять льготы предприятиям, то сегодня предпочтения отдаются максимальным ставкам.

Ждать, видимо, осталось недолго. К примеру, московское правительство уже заявило о намерении в 2001 году ввести местный налог на прибыль (причем по максимуму -- 5%). Только за счет этого столица хочет собрать 16 млрд рублей. Соответствующий законопроект уже принят в первом чтении на заседании Мосгордумы. Та же ситуация и с законом «О налоге с продаж» -- поправка о его увеличении с 4% до максимальной ставки в 5% принята Мосгордумой в первом чтении. Установив максимальную ставку налога с продаж, Москва может получить дополнительно 3,2--3,3 млрд рублей. Кстати, это уже третье повышение с марта прошлого года: сначала депутаты ограничились двумя процентами, затем повысили налог до четырех и теперь дошли до максимума. Заметим, что Москва (вместе с Санкт-Петербургом) находится в привилегированном положении: она консолидирует в свой бюджет как региональные налоги, так и местные.

Не имея такой возможности, законодатели Ленинградской области одобрили законопроект, повышающий ставку налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет. В результате она тоже будет повышена до максимума -- с нынешних 18% до 19%. Это должно принести области дополнительные 100 млн рублей. Есть уже и другие примеры. Депутаты верхней палаты парламента Якутии приняли закон "О налоговой политике в 2001 году", согласно которому в будущем году золотодобывающие предприятия региона впервые за последние несколько лет не получат налоговых льгот.

Введение местного налога на прибыль и отмена льгот -- вещи не самые страшные для предприятий, особенно с учетом снижения налогов с оборота. Но покупатели это в конце концов прочувствуют. А уж когда речь идет о налоге с продаж, то эффект наступает очень быстро: он платится с конечной стоимости товаров (включая НДС!), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет. Вся нагрузка ложится на покупателя и в некотором роде она куда хуже, чем бремя оборотных налогов на предприятия.

Разумеется, перенести налоговую нагрузку на конечного потребителя -- мечта всех экономистов. Но российская практика показывает: каждый раз повышение налога с продаж сопровождалось скачкообразным ростом цен. Специалисты констатируют, что увеличение этого налога на 1% приводит к росту цен на 3--5%.

Дэмис ПОЛАНДОВ