Время новостей
     N°4, 14 января 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.01.2003
Немцы со знанием языка
Германия ужесточает условия въезда на ПМЖ
Тем гражданам России и стран СНГ, которые считают себя этническими немцами и не расстались с мыслью о переезде на родину предков, есть смысл поторопиться с принятием окончательного решения. Дело в том, что уже очень скоро правительство Германии существенно усложнит условия въезда для тех, кто все-таки решил покинуть свои насиженные места. Во всяком случае на прошлой неделе на конференции в Ганновере об этом договорились министры внутренних дел федеральных земель, где правят социал-демократы.

Тем самым правительство канцлера Шредера дало недвусмысленно понять оппозиции в лице христианских демократов, что готово резко ограничить иммиграцию. К этому канцлера, по сути дела, вынудила позиция ХДС/ХСС, когда стараниями этой партии несколько недель назад был поставлен крест на самом амбициозном проекте «красно-зеленой» коалиции, предусматривавшем ежегодный приток в Германию несколько десятков тысяч иностранцев.

Теперь же, похоже, не только «индусам» (так окрестили специалистов-компьютерщиков из стран Востока, для которых правительство намеревалось открыть шлюзы), но и обладателям немецких кровей, а также их ненемецким родственникам для получения согласия на переезд в Германию придется как следует попотеть над немецким языком. Каждый член переезжающей в Германию семьи должен будет суметь доказать на экзамене еще до отъезда, что он/она в состоянии вести простую беседу на языке предков.

Но постижение премудростей языка Шиллера и Гете очень скоро может оказаться также не самым сложным испытанием для тех, кто «чувствует в себе принадлежность к немецкому народу и его культуре», как того требует в настоящее время закон. Если новые идеи, с которыми выступили земельные министры, перерастут в параграфы соответствующего закона, то кандидату в «поздние переселенцы» из России и других государств бывшего СССР в Германию будет еще необходимо доказать, что он подвергается «индивидуальному преследованию» за свою немецкую национальность. До сих пор такое требование предъявлялось лишь к этническим немцам, проживающим в странах Восточной Европы. Теперь, похоже, и Россия с этой точки зрения будет считаться в Германии «надежной демократической страной».

Правда, и без того число «поздних переселенцев» в Германию в прошлом году находилось, как отмечено в соответствующем отчете берлинского МВД, «на исторически низком уровне» -- 91 тыс. человек. Примечательно, однако, что и знаниями немецкого языка в требуемом объеме (достаточно низком, надо сказать) обладали лишь 22% «новых немцев». С другой стороны, тот же отчет свидетельствует и о том, что до 78% переселенцев составляют члены семей этнических немцев. Они пока могут въезжать в Германию, не обладая вообще никакими знаниями языка, что создает порой непреодолимые трудности для их интеграции в немецкое общество.

В Испании вступил в действие закон, согласно которому дети испанских политических эмигрантов получают право на испанское гражданство. Внуки эмигрантов также могут претендовать на испанский паспорт, но для этого им придется прожить на территории Испании не менее одного года. Ожидается, что новым законом могут воспользоваться более миллиона человек, а если считать не только детей, но и внуков эмигрантов, то и несколько миллионов.

Испанские эмигранты-республиканцы, покинувшие родину после гражданской войны 1936--1939 годов, добивались принятия этого закона на протяжении трех десятилетий. В самой Испании их поддерживали многочисленные политические партии и общественные организации. Они утверждали, что отсутствие такого закона, который считается элементарным в мировой юриспруденции, закрепляет несправедливость, совершенную в результате победы диктаторского режима Франко.

В 30-е годы в СССР нашли приют более трех тысяч испанских детей, которых спасали от фашистских бомбежек. Со временем большая часть их вернулась на родину. Сейчас в России проживают около 300 испанских политэмигрантов, но вместе с детьми и внуками их намного больше. РИА «НОВОСТИ»

Юрий ШПАКОВ, Берлин