Время новостей
     N°2, 10 января 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.01.2003
Старые советские и новые американские
В этом году российским зрителям церемонии «Гремми» будет за кого болеть
Как известно, главная неожиданность -- выдвижение на премию американской Национальной академии звукозаписи российской группы. Группу Bering Strait (он же «Берингов пролив»), образовавшуюся некогда в подмосковном Обнинске, выдвинули в самой «американской» номинации: «Лучшее инструментальное исполнение кантри (соло, группа или смешанный состав)». В этой же категории номинируются такие звезды стиля, как Бела Флек, Dixie Chicks, а также Эрл Скаггз и The Chieftains. Chieftains, кстати, тоже совсем не американцы, а ирландцы.

Септет «Берингов пролив» начал формироваться в 1988 году из числа обнинских детей-виртуозов, обучавшихся джазу и классике. В «детстве» группа называлась «Веселый дилижанс» и исполняла, по воспоминаниям участников группы, «счастливые детские песенки». «Дилижанс» и позднее «Берингов пролив» получили определенную известность в кругу отечественных почитателей кантри и блюграсс. Коллектив постоянно играл в некоем мексиканском ресторане в Москве («туда приходили американцы и все время советовали, как играть: тут стил-гитару добавить, тут слайд...»), но также выезжал на гастроли в Польшу и Голландию.

Теплый прием зарубежной аудитории подвигнул коллектив в 1996 году на довольно отчаянный шаг: поехать своим ходом в «столицу кантри» -- американский город Нэшвилл. Там «Пролив» показывал свою программу различным фирмам звукозаписи, но никто не захотел иметь дела с кантри-коллективом, в котором у вокалистки русский акцент (на настоящий момент, прожив столько лет на исторической родине кантри, все поющие и молчащие музыканты группы избавились от акцента естественным путем). Однако коллектив молодых, талантливых и профессиональных людей быстро прогрессировал, и им удалось заключить контракт с американским отделением мейджор-лейбла BMG, для которого они стали готовить запись дебютного альбома. Работа еще не подошла к концу, когда соответствующее подразделение BMG было расформировано (позиции BMG вообще не слишком сильны в Америке по сравнению с другими четырьмя мейджорами). Нет худа без добра: «Пролив» получил контракт с компанией Universal Music Group, лидером среди мейджоров в Америке. «Обнинскому кантри» можно от души пожелать победы. Но если ребята ничего не получат, не страшно: само выдвижение на премию, осуществляемое обычно с неявной подачи звукозаписывающей компании, говорит о том, что эта самая звукозаписывающая компания взялась за данный музпроект всерьез. Дебютный «американский» альбом группы Bering Strait под названием Bearing Straight выходит 14 января.

В нынешнем списке номинантов «Гремми» вообще много тех, кого мы привыкли считать своими согражданами: эстонский православный композитор Арво Пярт, теперь живущий в Германии, его соседка София Губайдулина, их хороший друг украинский авангардист Валентин Сильвестров, еще Валерий Гергиев с хором, оркестром и солистами Мариинского театра, Мстислав Ростропович, Юрий Башмет (в ансамбле с гергиевским опять-таки оркестром), снова Гидон Кремер со своим камерным оркестром «Кремерата Балтика» (в прошлом году именно их диск победил в номинации «Лучший камерный ансамбль»), а также «этнические армяне» из американской альтернативной группы System Of A Down. Похоже, скоро россияне будут смотреть на «Гремми» не как на что-то далекое и для нашего рынка неважное, а так же, как на родное спортсоревнование под названием «Евровидение».

Еще один приятный момент -- выдвижение в пяти номинациях молодой певицы Норы Джонс, которая считается джазовой (ее дебютный альбом Come Away With Me выпустил старейший джаз-лейбл Blue Note), а на самом деле сочиняет и исполняет медитативный акустический поп-рок. Раскрученная всего за один год (!) до статуса звезды Нора -- внебрачная дочь индийского ситариста-виртуоза Рави Шанкара. Ее успех можно, конечно, списать на блат, кумовство, усилия звукозаписывающей компании и прочие вещи, от искусства далекие. Однако Джонс -- одна из немногих настоящих, оригинальных артистов и авторов песен -- достойна премии более, чем многие другие «герои» прошлых лет, коим призы выдавались без счета и вообще без всяких оснований.

Другой лидер -- певица Аврил Лавин, исполняющая энергичные подростковые песенки, этакий белокурый подростковый клон Аланис Мориссет.

«Гремми» всегда отличался тенденциозностью и «соглашательством» при выдвижении, а при выборе победителя -- попаданием пальцем в небо. Сегодня уже окончательным анахронизмом кажется строгое жанровое разделение, на «поп» и «рок» например. Так, Элтон Джон и Стинг считаются, согласно номинациям, «поп-вокалистами». Дэвид Боуи и Питер Гебриэл -- типа «рокеры», несмотря на то, что первый всегда отличался изысканным полистилизмом, а второй -- популяризацией фольклора. В «классику» тоже не всегда попадает строго академическая музыка, иногда проскакивают всяческие поп-гибриды. Может быть, со временем академия додумается до какого-то другого, более гибкого и не привязанного к жанрам принципа награждений.

Пока же «Гремми» если о чем и говорит сегодняшнему слушателю, так это о том, насколько за те без малого полвека, что вручается премия, изменились и музыка, и слушатель. В мире, в котором русские и ирландцы играют американскую музыку лучше самих американцев.

Александр БЕЛЯЕВ