Время новостей
     N°2, 10 января 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.01.2003
Письма сближают
Российские нефтяники требуют изменить порядок экспорта сырья
Российские нефтяники, чуть не перессорившиеся из-за аукциона по приватизации «Славнефти», в преддверии нового года сплотились и продолжили традицию совместных писем в правительство. Волнующей всех темой оказался порядок экспорта -- по этому вопросу было написано сразу два письма. Первое -- вице-премьеру Виктору Христенко по поводу увеличения объемов транзита казахской нефти по системе магистральных трубопроводов «Транснефти», в результате чего были нарушены права российских компаний. Его подписали Михаил Ходорковский (глава ЮКОСа), Герман Хан (исполнительный директор ТНК), Анатолий Локтионов (первый вице-президент «Роснефти») и Валерий Ойф (вице-президент «Сибнефти»). Второе письмо адресовано премьеру Михаилу Касьянову и содержит протест против исключения латвийского порта Ventspils nafta из экспортного графика на первый квартал. Его подписали первые лица компаний: Вагит Алекперов (ЛУКОЙЛ), Владимир Богданов («Сургутнефтегаз»), Сергей Богданчиков («Роснефть»), а также гг. Ходорковский и Хан.

Система экспорта нефти в этом году, очевидно, нуждается как минимум в переосмыслении для оперативного реагирования на изменение конъюнктуры на мировом рынке. В условиях высоких цен на нефть и растущей добычи сырья в России компании, естественно, желают расширить экспортные границы. Вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев говорит, что сейчас компании будут бороться за любую возможность увеличения объемов экспорта. Решать их проблемы, по его словам, может лишь комиссия по доступу к экспортным трубопроводам, которую возглавляет Виктор Христенко. Именно эта комиссия утвердила объемы транзита казахской нефти и именно она исключила Ventspils nafta из экспортного графика. Г-н Христенко в последние два дня был недоступен для комментариев.

Ситуация с казахской нефтью оказалась нетерпимой для российских нефтяников потому, что они оказались в неравном положении со своими зарубежными коллегами -- те, получается, имеют преимущественное право поставок в дальнее зарубежье, а для отечественных объемы распределяются по остаточному принципу. Но более всего российских нефтяников возмутил тот факт, что объем казахского транзита должен в этом году увеличиться на 2 млн т по сравнению с прошлым годом и достичь уровня в 19,5 млн т. В условиях растущей добычи нефти в России и, соответственно, объемов экспорта «необходимо более дифференцированно осуществлять политику предоставления права транзита нефти третьим странам, не ущемляя при этом прав российских экспортеров», пишут нефтяники.

Интерес к Ventspils nafta в последние дни довольно усилился: все чаще стала появляться неподтвержденная информация о том, что порт снизил тариф на перевалку на 1 долл. за тонну нефти и теперь он на 30 центов ниже, чем в приморском Высоцке. Не исключено, что этот факт привлек внимание российских нефтекомпаний, которые никогда не пользовались услугами латвийского порта (из подписавших письмо премьеру перевалку в Вентспилсе осуществлял лишь ЛУКОЙЛ). В то же время, президент Ventspils nafta Янис Адамсонс заявил, что Вентспилский терминал стал «заложником откровенного диктата со стороны «Транснефти», которая является владельцем Балтийской трубопроводной системы (БТС)». Дело в том, что за прошлый год перевалка российской нефти через Ventspils nafta сократилась с 3,7 млн т в январе (это 95% мощности подводящего трубопровода Полоцк--Вентспилс) до 1 млн т в декабре, написали главы нефтекомпаний г-ну Касьянову. При этом БТС загружена полностью, а нефтяники хотят увеличить экспорт: с наступлением зимы многие порты либо замерзли, либо часто закрываются из-за непогоды, говорит аналитик нефтяного агентства Petroleum Argus Михаил Перфилов, и добытая нефть остается в России. Происходит затоваривание, и цена на внутреннем рынке резко -- примерно в три раза -- падает. Дабы получить хоть какие-то деньги, говорит он, нефтяники вынуждены возить сырье в тот же Вентспилс по железной дороге, что в четыре раза дороже, чем перекачивать по трубе. «Компаниям сейчас все равно, в какой порт везти нефть, -- говорит г-н Перфилов, -- им нужны дополнительные экспортные квоты, а «Транснефть» в прошлом году сократила прокачку на Вентспилс, а в этом комиссия Христенко вообще его «закрыла» для российских компаний. Все это лишь подтверждает предположения, что «Транснефть» либо заинтересована в покупке Ventspils nafta, либо выполняет какой-то политический заказ об ограничении сотрудничества с Прибалтикой». Первую версию подтверждает тот факт, что доступ в Латвию «закрывается» лишь временно -- пока на первый квартал. Если бы не было интереса к Ventspils nafta, говорит г-н Перфилов, то уже наверняка разрешили бы увеличить прокачку, например, через Одессу, и более того, «Транснефть» бы уже показала заинтересованность в новом мурманском проекте (его собираются реализовать крупнейшие российские нефтекомпании -- построить нефтепровод и незамерзающий глубоководный порт).

Однако эксперт не верит в то, что Михаил Касьянов сумеет помочь нефтекомпаниям. Решения по транзиту казахской нефти и по вентспилскому порту, полагает он, на уровне комиссии вице-премьера не решаются -- они скорее всего уже «были согласованы выше». А следовательно, опасения того, что российские нефтяные компании лишатся «дополнительных возможностей экспорта сырья» и, как следствие, не смогут эффективно увеличивать добычу, подтвердятся. Это, в свою очередь, пишут нефтяники, «приведет к значительным потерям федерального бюджета».

Николай ГОРЕЛОВ