Время новостей
     N°1, 09 января 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.01.2003
МТС опять впереди «Би Лайна»
На столичном рынке сотовой связи снова переворот
Изменение тарифной политики ведущей тройки сотовых операторов, о котором было заявлено осенью прошлого года, проявилось лишь к концу года в динамике подключений новых абонентов в Москве. Потребительская оценка маркетинговых инициатив операторов кардинально изменила расклад сил в этом сегменте рынка. Согласно отчету исследовательской компании ACM Consulting, прирост сотовых абонентов в столичных сетях компаний МТС, «Вымпелком» (марка «Би Лайн») и «Соник Дуо» (марка «Мегафон») за декабрь составил 446 тыс., из них 49% подключились к сети МТС, 37% -- к «Би Лайну» и 14% -- к «Мегафону». В течение предшествующих нескольких месяцев аналитики отмечали наибольший прирост московских абонентов у «Би Лайна», а также уверенный рост доли «Мегафона». В частности, в ноябре к «Би Лайну» подключились 48,7% новых абонентов в Москве, к сети МТС -- 30,9%, к «Мегафону» -- 20,5%.

Аналитик ACM Consulting Александр Шатиков считает, что снижение прироста столичных абонентов «Би Лайна» произошло в результате полного обновления линейки тарифов в октябре. В новых тарифах «Би Лайна» были отменены бесплатные входящие звонки с телефонов других сотовых сетей. Потребитель в силу присущей ему инерционности не сразу разобрался в тонкостях нововведений, поэтому отреагировал на них спустя два месяца.

Почти трехкратный прирост столичных абонентов у МТС в декабре по отношению к ноябрю аналитик не связывает с введением пакета предоплаченных услуг «Джинс» -- альтернативы «Би+» («Вымпелком») и «GSM Лайт» («Мегафон»). По мнению г-на Шатикова, потребители услуг сотовой связи, вероятно, все-таки предпочитают контрактные пакеты МТС. Более того, эксперт полагает, что основная часть потенциальных пользователей prepaid-услуг в Москве уже востребована, поэтому даже предпраздничная продажа двух комплектов «Джинс» по цене одного, а также предложение «Би+» по «смешной» цене 99 руб. не смогли существенно повлиять на динамику подключений.

Московский «Мегафон» запустил новые тарифы «Прием» с бесплатными входящими звонками в ноябре. Тем не менее темпы прироста столичных абонентов у компании не изменились, а его доля в новых подключениях снизилась. Не исключено, что причина в той же инерционности потребителя. Ведь «Прием» можно использовать в качестве второго телефона для сокращения расходов на входящую связь, считает аналитик ACM.

По оценке ACM, количество абонентов в России на конец декабря достигло 17,73 млн, в том числе 7,1 млн абонентов в московском регионе против 16,33 млн абонентов в ноябре и 8 млн по итогам 2001 года. По итогам прошлого года на долю МТС приходилось 38% рынка, «Вымпелкома» -- 28%, «Мегафона» -- 17%. Эксперты консалтинговой компании J`Son&Partners считают, что общее количество сотовых абонентов в России по итогам 2002 года достигло 17,8 млн (12,4% населения страны, в 2001 году -- 5,6%). При этом J`Son&Partners полагает, что абонентская база МТС насчитывает 6,4 млн пользователей, «Би Лайна» -- 5,08 млн, «Мегафона» -- 2,956 миллиона.

По прогнозу экспертов, в текущем году количество абонентов сотовых сетей может сравняться с количеством абонентов фиксированных телефонных линий и составить около 30 миллионов.

Надежда КОСТЮК