Время новостей
     N°1, 09 января 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.01.2003
Новый план спасения автопрома
Минпромнауки хочет еще раз поддержать отечественного производителя
Отечественный автопром встретил Новый год не в самом радостном настроении. Последние месяцы были отмечены неоднократными остановками ведущих предприятий отрасли -- российский рынок затоварен изделиями местного автопроизводства. По последним данным, «АвтоВАЗ» сократил в 2002 году выпуск автомобилей на 8,4% (с 767 тысяч машин, изготовленных в 2001 году, до 703 тысяч).

В этих условиях правительственные ведомства предпринимают попытки предложить сколько-нибудь внятные меры по развитию отрасли. Минпромнауки подготовило единый сводный план по реализации Концепции развития автомобильной промышленности на среднесрочную перспективу. Сама концепция была одобрена правительством еще в июле, но вот с мерами по ее реализации все как-то не складывалось. Как сообщил газете «Время новостей» источник в министерстве, на этот раз уже почти завершен процесс согласования документа в министерствах и ведомствах. «Принципиальных замечаний нет», -- сказал он. В правительство документ должен быть направлен до 15 января.

Сводный план разрабатывается по личному указанию премьер-министра Михаила Касьянова, отданному сразу после рассмотрения предыдущего плана в сентябре. Тогда работа чиновников Минпромнауки была встречена в правительстве, мягко говоря, критично. Правда, премьер разработчиков документа обижать не стал и план подписал, поручив составить еще один -- на сей раз сводный.

Претензии правительства сводились к тому, что предлагаемые мероприятия не носят комплексного характера и направлены в основном на совершенствование нормативного регулирования в сфере производства и на ограничение доступа на внутренний рынок подержанных иномарок. В новом плане, как уверены в Минпромнауки, замечания учтены. В частности, документом предусмотрена разработка механизма привлечения инвестиций в автопром с целью производства «передовой автомобильной техники и компонентов». Для этого предлагается, например, внести изменения в разрабатываемый Минэкономразвития проект закона об особых экономических зонах. Эти поправки должны способствовать организации в зонах производства автомобильных компонентов. Также учтено предложение правительственных аппаратчиков снизить импортные пошлины на непроизводимые в России транспортные средства, характеристики которых отвечают перспективным международным нормам. Из предыдущего плана перешла задача повышения пошлин на старые иностранные грузовики (в этом году введены запретительные пошлины на ввоз подержанных легковых автомобилей и автобусов), уменьшения ввозных тарифов на автомобильные компоненты и высокоэффективное технологическое оборудование для автопрома. Также оставлено предложение сделать едиными для юридических и физических лиц условия ввоза легковых автомобилей.

Между тем главное отличие нового плана от предыдущего, по словам источника газеты «Время новостей», в более детальном описании технических норм и требований к автомобильной технике, главным образом по безопасности, которые российский автопром должен выполнять после присоединения России к соответствующему международному соглашению. «Таких требований примерно сто, но всего лишь десяток, по которым нам надо догонять», -- сказал чиновник. В плане появились и конкретные цифры. Ставится цель увеличить производство машин малого и особо малого классов. Так, уже в 2004 году в России должны быть созданы мощности для производства не менее 250 тыс. штук автомобилей малого класса В. Источник в Минпромнауки пояснил, что имеется в виду вазовская «Калина». Срок начала производства установлен самим заводом. Что касается самых маленьких, то в том же 2004 году предполагается расширить производство «Оки» до 80 тыс. штук. «Причем с коренной модернизацией этого автомобиля», -- добавил источник.

Не последнее место занимает в документе и борьба за экологию. Буквально месяц назад в стране было запрещено производство и ввоз грузовиков и автобусов с двигателями уровня Евро-0, притом уже объявлено, что и Евро-1 жить осталось недолго -- до 2004 года. Впрочем, Минпромнауки предлагает бороться за экологию не только запретами, но и методами экономической конкуренции. Уже в этом году предполагается принять решение о беспошлинном ввозе грузовиков с двигателями уровня не ниже Евро-3. Сюда же можно отнести и предложение взимать с владельцев машин плату за негативное воздействие на окружающую среду. Размер такой платы будет зависеть от экологических характеристик «железного коня».

Михаил ВОРОБЬЕВ