Время новостей
     N°238, 26 декабря 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.12.2002
Консерватория нам не конкурент
Сегодня открывается новый Дом музыки
На 26 декабря запланировано официальное открытие Московского международного дома музыки (ММДМ). Этот проект, больше известный под названием «Российский культурный центр «Красные холмы», задуман драматургом Михаилом Шатровым. В начале 90-х зачинатели проекта мечтали реализовать романтическую и звучащую несколько наивно по нынешним временам идею содружества бизнеса и культуры -- когда в едином комплексе строятся коммерческие объекты и огромный (всероссийского масштаба) центр разных искусств, причем последний -- за счет прибыли от первых. В 1994 году Михаил Шатров стал руководителем специально созданного под проект ЗАО «Москва -- Красные холмы», среди учредителей которого -- Товарищество театральных архитекторов, Росбизнесбанк, департамент строительства Москвы, турецкая строительная фирма Энка (реконструкция Петровского пассажа, сеть магазинов «Рамстор»). Первые офисы открылись в 1996 году. Сейчас общая площадь комплекса составляет 160 тыс. кв. метров, построено гостиничное здание. 98% офисов сегодня сдано в аренду. За эти годы схема, однако, претерпела необратимые изменения. Возобладала коммерция. Деньги от аренды, по словам Михаила Шатрова, были потрачены на строительство второй очереди делового центра, а культурную часть проекта в сильно урезанном виде (то есть только Дом музыки, без театра и других искусств) профинансировало правительство Москвы. В 2002 г. на ММДМ было выделено 2,2 млрд руб. из московского бюджета. «Это долг, который мы отдадим примерно за пять лет. Все отдадим, до копейки», -- пояснил вашему корреспонденту Михаил Шатров. Характерная деталь: за подробностями он посоветовал обратиться в ведомство Владимира Ресина.

О своем видении ситуации и перспектив Московского дома музыки корреспонденту газеты Александре ТОЛСТИХИНОЙ рассказывает генеральный директор ММДМ Александр ВОРОШИЛО -- человек, успешно сочетающий профессии музыканта и бизнесмена.

-- Как вы относитесь к самой схеме, когда культурные объекты существуют не сами по себе, как Большой театр или Консерватория, а в едином комплексе с коммерческими объектами, за счет которых, по идее, они и должны жить?

-- Пока этого не получилось. В Москве есть деловой центр «Красные холмы», есть Дом музыки. Пока что они совершенно не связаны друг с другом, кроме того, что существуют на одной территории.

-- А перед вами стоят какие-либо коммерческие задачи?

-- У нас есть задача, поставленная Лужковым, со временем выйти на самоокупаемость. Что это значит? Наш дом -- это дом для классической музыки. Жить иллюзиями, что это некая индустрия, способная приносить прибыль, было бы наивно. Хотя на Западе классическая музыка может быть и прибыльной. Если нам удастся не просить у государства денег, это было бы идеально. Но прежде это место должны узнать, его нужно «намолить». Даже если мы пустим от метро «Павелецкая» чартерный автобус, этого недостаточно. Публику нужно привлечь интересными программами, событиями, гастролями. Вот когда публика примет это место как свое, можно будет говорить о самоокупаемости.

-- Есть какие-то конкретные сроки?

-- Сегодня, я думаю, этого никто не сможет сказать. Мы ведь являемся первопроходцами в России. Впервые в едином комплексе созданы три полноценных концертных зала: большой -- около 2 тысяч мест, камерный -- 500 мест, многофункциональный -- 750 мест. В идеале нужно, чтобы шесть дней в неделю все три зала были заполнены. А еще желательно, чтобы в субботу--воскресенье днем шли спектакли для детей или гастрольные выступления. В один день эту работу не поставишь. Вот когда мы освоим полностью эти залы, увидим спрос на наши концерты, выработаем ценовую политику, только тогда можно будет прогнозировать.

-- Вы уже ведете переговоры, знаете, кого будете приглашать?

-- Да, такая программа есть. Мы представляем, кого будем приглашать в 2003, 2004, 2005 году. Это и зарубежные, и лучшие наши оркестры и ансамбли.

-- Не приоткроете тайну, кого мы сможем услышать в ближайшее время?

-- Не приоткрою. Потому что чем выше уровень исполнителя, тем деликатнее с ним работа. А когда публике что-то обещаешь, то эти обещания нужно выполнять. Иначе возникают сомнения в серьезности всего задуманного.

-- Еще одна обсуждаемая тема -- Дом музыки и Консерватория? Как они будут соотноситься между собой?

-- Консерватория -- это единственный за сто с небольшим лет специально построенный большой концертный зал для классической музыки. Если он встанет на ремонт, который ему крайне необходим, то нам это поможет -- на первое время, пока люди еще не пошли в наши залы. Но никакой конкуренции я здесь не вижу. Для такого мегаполиса, как Москва, и нашего комплекса мало будет.

Беседовала Александра ТОЛСТИХИНА