Время новостей
     N°237, 25 декабря 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.12.2002
Камера в мешке
Пхеньян перенес ядерный нажим с Вашингтона на Сеул
«Север не блефовал, когда угрожал разморозить свою ядерную программу», -- заключили южнокорейские СМИ, сославшиеся на официальные источники в Сеуле. В КНДР действительно наблюдаются признаки подготовки к запуску 5-мегаваттного реактора советского образца в Енбене. Официальное информагентство северян ЦТАК откровенно признало, что целью новой тактики Пхеньяна является использование антиамериканских настроений в Южной Корее для сведения к нулю военно-политического присутствия США на Корейском полуострове.

Пока что эффект получился обратный. Госсекретарь Колин Пауэлл провел телефонные консультации с главами МИД России, Великобритании и Франции, выказавшими озабоченность реанимацией ядерной программы Пхеньяна. Новый президент Южной Кореи Но Му Хен, несмотря на его антипатию к американцам, в унисон с японским премьером Дзюнъитиро Коидзуми отметил, что Север «неправильно оценивает международную ситуацию». Они высказались за координацию действий с Вашингтоном. По их мнению, проблема решается «применением дипломатического международного давления», которое «может оказаться гораздо сильнее, чем ожидают в Пхеньяне».

Находящиеся в Енбене контролеры Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) подтвердили, что северокорейцы проникли в опечатанные МАГАТЭ помещения. Сняты 8 тысяч пломб, выведены из строя контрольные видеокамеры (на них набросили пустые мешки из-под риса) на самом реакторе, в хранилище отработанного уранового топлива и в радиохимической лаборатории. По мнению ряда экспертов, в результате переработки нескольких тонн такого топлива можно за три-четыре месяца получить 25--30 килограммов оружейного плутония, а этого достаточно для изготовления до шести ядерных боеприпасов.

В Вашингтоне заявили, что Штаты не поддадутся шантажу и не начнут переговоры в ответ на нарушение Пхеньяном своих обещаний. По словам представителя госдепартамента Филипа Рикера, «все международное сообщество, включая Россию, однозначно считает, что Северной Корее следует начать поддающееся проверке уничтожение программы ядерного оружия». Американец расценил как «полностью абсурдные» предположения о том, что ответственность за последние шаги Пхеньяна несет президент Буш, назвавший в январе нынешнего года эту страну вместе с Ираном и Ираком «осью зла».

Шеф Пентагона Дональд Рамсфелд подчеркнул, что «США способны участвовать в двух региональных конфликтах и решительно восторжествовать в одном из них для того, чтобы незамедлительно сконцентрироваться на разрешении следующего». Вместе тем он отметил, что трения с КНДР носят иной характер, нежели ситуация с Ираком. Если Багдад в течение многих лет нарушал резолюции ООН, то проблемы с Пхеньяном возникли недавно. По мнению министра, наиболее предпочтительным вариантом для Пхеньяна было бы согласиться с условиями Вашингтона и прекратить проведение ядерной программы. «Мы должны любыми способами избежать повторения военного конфликта на Корейском полуострове, -- заключил Рамсфелд, -- однако в случае его возникновения США не окажутся в стороне».

30-тысячный американский контингент в Южной Корее заведомо не сможет оказаться «в стороне» от такого конфликта. Войны попытаются избежать и в Белом Доме, и в Синем доме (официальной резиденции южнокорейских президентов). В 1994 году Билл Клинтон уже собирался бомбить ядерные объекты КНДР. Он отказался от этих планов, когда ему сообщили, что в первые часы конфликта на южнокорейские города, вооруженные силы Юга и американских союзников упадет от 300 до 500 тысяч снарядов, выпущенных дальнобойной артиллерией Севера. Тогда Вашингтон и Пхеньян избежали конфронтации, договорившись о замораживании ядерной программы КНДР в обмен на поставки мазута и строительство безопасной АЭС с легководными реакторами. Потом же обе стороны приложили руку к нарушению данного соглашения. Погашенный было конфликт разгорается с новой силой.

Александр САМОХОТКИН