Время новостей
     N°237, 25 декабря 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.12.2002
Земля под рельсами поделена
АО «РЖД» получит только 200 млн гектаров земли, но сэкономит 1,3 млрд долларов
Железнодорожники вырвались вперед среди всех российских естественных монополий по темпам реформирования. Госдума вчера приняла пакет законопроектов по реформе железнодорожной отрасли в третьем чтении. В том, что законы пройдут через Думу, сомнений не было. Самым острым оставался вопрос о земле под железнодорожными объектами, который депутаты оставили нерешенным в предыдущих чтениях. Представители правительства и самого МПС настаивали на внесении всех земель (1,3 млрд га) в состав создаваемого к апрелю 2003 года ОАО «Российские железные дороги». Однако депутаты не без помощи силовых министерств усмотрели в этом угрозу госбезопасности и во втором чтении решили все земли оставить в федеральной собственности. К третьему чтению под давлением кабинета народные избранники стали более сговорчивыми.

Вчера законопроект, который регламентировал создание ОАО «РЖД», был возвращен во второе чтение для принятия поправки, разрешающей внести в его уставный капитал хотя бы часть земель. В итоге палата согласилась «отдать» создаваемой компании землю, на которой находятся объекты потенциально конкурентного сектора (вагоноремонтные заводы, локомотивные депо и т.д.). Однако основной массив земель (порядка 85%) под инфраструктурными (т.е. непосредственно путями и пр.) или оборонными объектами, на которые наложено ограничение в обороте, все же останется в федеральной собственности. А госкомпания получит земли на правах аренды. Правда, и здесь не обошлось без презента железнодорожникам. Объем арендной платы не превысит сумму, которую МПС сейчас выплачивает в качестве налога за безвозмездное пользование государственными землями. В результате вместо «правильного» арендного платежа в 39 млрд руб. «РЖД» придется раскошелиться всего лишь на 40 миллионов.

Чтобы, как полагают депутаты, «избежать различного рода махинаций со стороны ОАО «РЖД», в собственности государства останутся земли и под железнодорожными вокзалами. Депутаты решили позаботиться о том, чтобы земля в центре столицы не досталась этой компании, если Юрий Лужков (также недолюбливающий нынешнюю реформу МПС) осуществит свою мечту и «вынесет» вокзалы за пределы Москвы. Однако сами вокзалы будут переданы в «РЖД».

Исполнительный директор Бюро экономического анализа Андрей Шаститко полагает, что вчерашнее решение повысит риски для привлечения инвестиций, поскольку «земля -- это инструмент, который позволяет экспроприировать доход от территориально-специфических активов». «Поскольку существует множество случаев пересмотра условий договора аренды земли, -- говорит он, -- потенциальный инвестор не может быть уверен, что получит свою прибыль от вложений через пять--десять и более лет». В то же время замначальника аналитического управления компании «Ренессанс Капитал» Алексей Моисеев не видит разницы в том, кто будет собственником земли. «Она повысит инвестиционную привлекательность, только если ее можно продать», -- полагает он. По мнению эксперта, «на привлекательность отрасли вопрос о принадлежности земли не влияет, так как инвесторы должны рассчитывать на прибыль не с инфраструктуры или земли, а с услуг, оказываемых в процессе перевозок». С ним не согласна замминистра путей сообщения Анна Белова, которая считает, что «поскольку именно на «РЖД», а не на государство ляжет бремя содержания инфраструктуры, акционерное общество должно заботиться о привлечении инвестиций». «С этой точки зрения внесение земель в уставной капитал компании позитивно скажется на капитализации компании и существенно ограничит ее маневренность в финансовом секторе», -- говорит она. Замглавы МПС полагает, что недальновидность депутатов и вовсе может негативно отразиться на российской экономике, а именно, не способствует повышению конкурентоспособности отечественной продукции на зарубежных рынках, поскольку делает невозможным снижение транспортной составляющей в конечной цене продукции. «Как только депутаты это поймут, они предложат изменить законы», -- резюмирует Анна Белова.

Яна ВИКТОРОВА