Время новостей
     N°237, 25 декабря 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.12.2002
«Ан» не долетел до Ирана
Разбилась гордость украинской авиаиндустрии
Вчера на Украине опубликован список погибших пассажиров самолета Ан-140, разбившегося накануне в районе иранского города Исфахан. В списке - 44 имени, 5 из них принадлежат гражданам России. Все погибшие - и россияне, и украинцы - связаны с авиаиндустрией. Они направлялись специальным рейсом на авиазавод НЕSA в Исфахане, где налаживается сборка такого же пассажирского самолета, получившего в Иране наименование Ir-an-140. В Харькове, откуда стартовал злополучный рейс, вчера были отменены почти все новогодние мероприятия. Завтра, как ожидается, траур будет объявлен по всей Украине.

Около 19 часов по московскому времени 23 декабря самолет, принадлежавший компании «Аэромост-Харьков», врезался в верхушку холма в 70 км западнее Исфахана, около поселка Баграбад. К вечеру вчерашнего дня спасательные команды обнаружили тела всех погибших и два черных ящика. До завершения официального расследования авиационные власти предпочитают не говорить о возможных причинах катастрофы. Глава Харьковской областной администрации Евгений Кушнарев заявил вчера: «Когда случаются такие аварии, может быть все: и ошибка пилотов, и отказ двигателей, и какие-то другие технические причины, но нужно учесть то, что это зона, приближенная к Ираку, где действует особый режим, т.е. исключать ничего не нужно». Впрочем, на самом деле, от Исфахана до ближайшей иракской границы - примерно 500 км. Скорее всего, Ан-140 погубила не шальная ракета, а две традиционные иранские препоны для воздухоплавания: гористый рельеф и примитивная наземная система обеспечения полетов. В Иране диспетчеры не видят самолет на экране радара (как это делают их коллеги в развитых странах), а только слышат его по радио. Экипаж самолета должен в основном полагаться на собственные приборы и глаза. В безоблачную погоду, характерную для Ирана, все работает неплохо. Но если, вдруг видимость портится... Не далее как 12 февраля этого года Ту-154 авиакомпании Iran Air Tours в отвесную скальную стенку на подлете к городу Хоррамабаду.

В 1995 году Украина выиграла тендер на организацию серийного производства Ан-140 в Исфахане. Многомиллионный проект, рассчитанный на 20 лет, предусматривал выпуск около 80 самолетов. Стоимость «Анов», производимых по украинской лицензии иранским предприятием НЕSA в кооперации с Харьковским авиазаводом, не превышает 9 млн. долларов, тогда как западный самолет такого же класса обходится втрое-четверо дороже. Крушение украинского Ан-140 произошло накануне сдачу в эксплуатацию второго Ir-an-140 (на церемонию его выкатки и летели погибшие).

Разбившийся самолет был собран на Харьковском государственном авиационном производственном предприятии (ХГАПП) 30 ноября 2002 года и успел налетать всего 71,5 часов. Один из авторов этой заметки имел случай полетать именно на этом экземпляре Ан-140.

В производстве Ан-140 на кооперационной основе участвуют многие российские предприятия. По разным данным, на детали российского происхождения приходится от 40 до 65% стоимости самолета. Существует проект наладить сборку АН-140 на самарском заводе «Авиакор», но воплощения эта идея пока не получила. Аналогичный иранский проект продвинулся дальше. Первый экспериментальный образец Ir-an-140 был собран еще в 1999 году, второй - только что. Кстати, сам ХГАПП до сих пор изготовил только 3 экземпляра Ан-140. Дочерняя компания завода «Аэромост-Харьков» получила два из этих самолетов (теперь остался один), а еще один летает под флагом «Одесских авиалиний».

Министр транспорта Ирана Ахмад Хорам вчера заявил, что катастрофа не повлияет на реализацию сборочного проекта в Исфахане. Украинский министр промышленной политики Анатолий Мялица (до июня 2002 года -- гендиректор ХГАПП) поддержал это такую позицию, «так как самолет показал свою конкурентоспособность и хорошие качества». В катастрофе в Иране погибли россияне: гендиректор предприятия «Рубин» Борис Окулов, заместитель гендиректора ОАО МНПК «Авионика» Владимир Дуранин, генеральный директор АО «Авионика» Михаил Бабынин, генеральный директор ОАО «АГРЕГАТ» Владимир Торхов, главный редактор журнала «Вестник авиации и космонавтики» Сергей Скрынников.

Болшинство из 39 погибших украинских граждан, в том числе и 6 членов экипажа - сотрудники ХГАПП. Кроме них, на борту находились два замгенконструктора киевского АНТК «Антонов»: Ярослав Голобородько и Виктор Шишков.

Светлана СТЕПАНЕНКО, Киев, Михаил КУКУШКИН