Время новостей
     N°233, 19 декабря 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.12.2002
За 60 миллионов долларов
Россию чуть было не лишили права возить грузы автотранспортом
Россию чуть было не лишили права возить грузы в Европу автомобильным транспортом и пропускать грузы, следующие из Европы транзитом. Еще неделю назад Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ) был твердо намерен лишить Россию этого права на 2003 год. Во вторник стало известно, что Россию все же решили не обижать.

Свое намерение приостановить действие на территории России гарантийной системы конвенции по международным дорожным перевозкам (МДП) МСАТ мотивировал тем, что в российском таможенном поле действуют «бесконтрольные группы организованной преступности», а таможенники «не способны принять адекватные меры по их нейтрализации». Российская сторона в свою очередь заявляла, что МСАТ сам не выполняет условия конвенции, в частности, законные требования России о возмещении финансовых потерь.

Конвенция МДП действует с 1975 года, ее ратифицировали 65 государств. Она позволяет перевозить грузы между странами -- участницами конвенции в опломбированных грузовых автомобилях без дополнительных таможенных формальностей. Ежедневно европейскую границу России пересекает 300 тыс. грузовиков, 60% которых проходит льготное оформление в рамках конвенции. Если автоперевозчики нарушают таможенные правила, то финансовые потери России обязан возмещать МСАТ. За три последних года ГТК подал несколько исков в суды о нарушении конвенции МДП на сумму более 60 млн долларов.

Возмещать эту сумму МСАТ отказался, объясняя это, в частности, тем, что российские таможенники сами нарушают требования конвенции, досматривая опломбированные автофуры. В Еврокомиссии МСАТ поддержали, заявив, что российская сторона предъявила МСАТ «несоразмерное число» страховых требований. Максимум, на что был согласен МСАТ, это на мировое соглашение с частичным удовлетворением финансовых претензий России. В противном случае на территории России будет прекращено действие конвенции МДП, пригрозили в Международном союзе автотранспорта.

В результате переговоров в Брюсселе между представителями Экономической комиссии ООН по Европе, руководством МСАТ и представителями ГТК РФ Россия отстояла свое право на участие в конвенции. Тем не менее, считать конфликт полностью исчерпанным еще рано, поскольку принятое решение «вести совместную работу над тем, чтобы денежные выплаты в рамках конвенции МДП осуществлялись должным образом, а также совместную борьбу с контрабандистами и нарушителями», выглядит достаточно неопределенным. Также пока неизвестно, что будет с теми 60 млн долларов, которые Россия пытается отсудить у МСАТ.

Ирина СКЛЯРОВА