Время новостей
     N°231, 17 декабря 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.12.2002
«Урал» против «Мерседес-Бенц»
«Рособоронэкспорт» собирается торговать с ООН
Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Рособоронэкспорт» -- основной поставщик российской военной продукции за рубеж -- приступил к расширению сферы приложения своих сил. Очередной «целью» выбрана ООН. Российские торговцы оружием пригласили в Россию делегацию этой международной организации. Среди гостей специалисты департамента по вопросам приобретения продукции военного назначения для обеспечения миротворческих операций: менеджеры по снабжению, закупкам, транспорту и военному планированию. Это первая такая встреча, хотя проблемами ООН «Рособоронэкспорт» занимается уже года три, но пока без видимого успеха. И вина здесь не только России.

«Пока по линии закупочного департамента мы ООН ничего не поставляли, -- сказал корреспонденту газеты «Время новостей» заместитель генерального директора «Рособоронэкспорта» Виктор Комардин. -- Вот и хотим протолкнуть этот «тромб». Хотя опосредованно работаем с ООН уже лет десять. Продавали бронетранспортеры и вертолеты странам, которые закупали их на средства ООН -- на Кипр, в Сенегал, Бангладеш».

Рынок услуг ООН сложился давно, у организации около 400 поставщиков. По данным за прошлый год, список возглавляет США -- 25,3% всех поставок. Россия на втором месте -- 11,2%. Несколько десятков российских фирм зарегистрированы при ООН в качестве поставщиков. В основном это транспортные перевозки: вертолеты с экипажами сдаются в лизинг. На закупку миротворческого имущества ООН тратит более миллиарда долларов в год. Закупается обмундирование, палатки, одеяла, полевые госпитали и кухни, средства спасения людей, аппаратура связи и управления, средства разминирования и так далее. Это уже наработанные связи и России соваться туда бесполезно.

И нынешние гости пока ничего не просят. Специалисты «Рособоронэкспорта» сами предлагают. Что именно, можно судить по программе пребывания делегации. Им покажут средства дистанционного зондирования Земли из космоса (например, чтобы обнаружить засеянные маком и коноплей поля), колесную транспортную технику, мобильные средства навигации, БТР и БМП нескольких модификаций, средства преодоления водных преград, проделывания проходов в завалах, мостоукладчики и понтоны, средства инженерной разведки, индивидуальной защиты.

«Мы хотим предложить то, что не предлагают другие»,-- сказал корреспонденту газеты «Время новостей» начальник департамента экспорта вооружений и военной техники сухопутных войск и продукции технического назначения «Рособоронэкспорта» Игорь Севастьянов. -- Российская промышленность очень разносторонняя. Никто в мире не выпускает, например, дизель-генератор для освещения небольшого поселка, способный работать в диапазоне температур от плюс 50 до минус 50 градусов».

Г-н Севастьянов припомнил, как во время учений в Уругвае один наш «Урал» вытащил из болота сразу три тягача «Мерседес-Бенц», как Россия выиграла тендер среди 22 европейских участников на поставку полевых госпиталей. Однако, по его мнению, разговор о поставках пока, видимо, не пойдет. Прежде всего, надо найти алгоритм взаимодействия, поскольку существующая сегодня система не позволяет оперативно и быстро отгрузить товар. Одни таможенные формальности чего стоят. И для начала «Рособоронэкспорт» намерен обратиться в правительство с просьбой упростить поставку оборудования в ООН.

Глава делегации австралийка Джоан Матангани, руководитель секции снабжения департамента миротворческих операций ООН, сказала корреспонденту газеты «Время новостей»: «В Италии есть стратегический центр ООН, который непосредственно занимается обеспечением миротворческих операций в различных точках мира. Но мы рады рассмотреть новые предложения и выйти на новые рынки. Мы работаем на конкурентной основе с любыми поставщиками и ожидаем развития отношений с Россией».

У гостей, которые пробудут в России до конца недели, большая культурная программа. В частности, запланировано посещение Троице-Сергиевой лавры, Большого театра. Делегация живет в хорошем отеле. Во что это обойдется, в «Рособоронэкспорте» не говорят, считая приглашение нормальной маркетинговой акцией.

Николай ПОРОСКОВ