Время новостей
     N°230, 16 декабря 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.12.2002
«Ощущение полной безнадежности»
Герман Греф считает, что Россия может остаться без авиапрома
Глава Минэкономразвития Герман Греф считает, что у «Росавиакосмоса» нет четкой программы спасения отечественного авиапрома. На совместной коллегии Минтранса и «Росавиакосмоса», которая состоялась на прошлой неделе, министр сказал, что у него складывается «ощущение полной безнадежности» в деле вывода отрасли из кризиса.

В частности, в вину «Росавиакосмосу» поставлено затягивание с тендером на создание регионального пассажирского самолета. Тендер, по словам министра, должен был быть объявлен еще год назад, однако «в течение всего 2002 года эти планы оставались на бумаге». Причем деньги на этот проект из федерального бюджета выделены. В сентябре глава Минпромнауки Илья Клебанов обещал, что результаты тендера станут известны до конца ноября. На коллегии гендиректор «Росавиакосмоса» Юрий Коптев назвал уже новые сроки -- январь 2003 года.

Кроме того, г-ну Грефу сильно не нравится затягивание с сертификационными испытаниями среднемагистрального самолета Ту-334, разработка которого была начата еще в 1986 году для замены Як-42 и Ту-154. В начале ноября премьер Михаил Касьянов подписал распоряжение, согласно которому производство Ту-334 должно начаться в 2004 году. С этой целью производители получили беспрецедентные льготы. В частности, отменены таможенные пошлины на двигатели, поставляемые с Украины. Представители «Росавиакосмоса» подтвердили на коллегии, что в начале 2004 года будут выпущены первые четыре самолета. Что касается сертификационных испытаний, то они завершатся в 2003 году.

Однако г-н Греф сомневается в выполнении обещаний руководства «Росавиакосмоса» наладить выпуск новых отечественных самолетов к 2006 году, когда вступят в силу еще более жесткие требования ИКАО к авиатехнике, которым не соответствуют никакие эксплуатирующиеся сегодня российские самолеты. В связи с этим министр заявил, что «правительство будет вынуждено снижать пошлины на закупаемые самолеты иностранной постройки».

Выход из кризиса глава Минэкономразвития видит в реформировании отечественного авиапрома. «Если в этой отрасли в ближайшее время не будут созданы крупные объединения, холдинги, то у нас к 2006 году не останется ни авиапрома, ни отечественной авиации, -- сказал он. -- Со вступлением России в ВТО нас просто захлестнут западные «Эйрбасы» и «Боинги».

Министра поддержал первый замглавы Минтранса, руководитель Государственной службы гражданской авиации Александр Нерадько. По его словам, если в течение 2003--2004 годов авиапредприятия не наладят выпуск самолетов, отвечающих современным требованиям, то «они жестко будут вытеснены с рынка иностранными компаниями». По его словам, потребность в пассажирских перевозках в России к 2010 году удвоится.

Между тем следующий этап авиаразборок состоится уже в самом «Росавиакосмосе». Как сообщил его глава Юрий Коптев, коллегия ведомства по вопросам реформирования отрасли пройдет уже в ближайшее время.

Михаил ВОРОБЬЕВ