Время новостей
     N°230, 16 декабря 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.12.2002
Дорога без земли
Депутаты не отдали ее железнодорожникам
Госдума вчера приняла во втором чтении пакет из 4 законопроектов по реформе железнодорожной отрасли. Как выяснилось, принятые законопроекты противоречат концепции реформы, поскольку не решают основной проблемы -- принадлежности земли под объектами железной дороги. А «проводник» реформы, Министерство путей сообщения, считает, что законы придется возвращать во второе чтение.

Авторы концепции железнодорожной реформы, которая в рамках отделения монопольного и конкурентных секторов предусматривает передачу имущества отрасли в специально создаваемый хозяйствующий субъект ОАО «Российские железные дороги», всегда категорично настаивали на передаче земель. Депутаты же, и это тоже не новость, видят в этом опасность государственным интересам. Все попытки правительственных и железнодорожных чиновников убедить парламентариев в обратном провалились. Неубедительным аргументом думцы посчитали и статью закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», которая накладывает запрет на оборот имущества и на операции с акциями полностью принадлежащего государству ОАО «РЖД».

Вчера большинством в 300 голосов Дума приняла вполне однозначную поправку к законопроекту «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», согласно которой практически все имущество отрасли должно остаться в федеральной собственности. Автор поправки, депутат Виктор Опекунов (ОВР), посчитал необходимым исключить какую-либо возможность передачи в уставный капитал «РЖД» как земли, так и имущества, ограниченного в обороте (более 85% всех активов отрасли).

Затем депутаты «переиграли» свое решение и проголосовали уже за другой вариант поправки, который был распространен среди них прямо в процессе голосования. По сути это была та же поправка г-на Опекунова, разбитая на три части, что позволило несколько смягчить приговор для МПС. Депутаты проголосовали только за первую часть, исключающую из правительственной редакции законопроекта два положения: о том, что земли вносятся в уставный капитал ОАО «РЖД» и что это происходит бесплатно. Другие две части, которые предлагали наложить ограничение на передачу остального имущества, депутаты отклонили -- в противном случае в ОАО «РЖД» просто нечего было бы вносить.

Третье чтение, по сведениям газеты «Время новостей», запланировано на 20 декабря. Несмотря на то что после второго чтения допускается только стилистическая правка, в МПС не теряют надежды вернуть все на свое место. «Законопроекты до конца не приняты. Возможно, что мнение депутатов будет переформировано и законопроекты вернутся во второе чтение», -- сказала газете «Время новостей» замминистра путей сообщения Анна Белова. Она полагает, что принятое Думой решение будет иметь негативные последствия как с точки зрения идеологии реформы, так и в плане привлечения инвестиций в потенциально конкурентный сектор. Наличие земли в федеральной собственности, по ее словам, приведет к большим финансовым трудностям, «поскольку предполагает создание отдельного ФГУПа, который будет владеть землей на правах аренды (по подсчетам Минимущества, аренда 1,3 млн га земель под дорогами ежегодно будет обходиться в 5 млрд руб., а окончательный выкуп в 35 млрд руб. -- Ред.), а это, в свою очередь, предполагает рост издержек, что отразится на росте тарифа».

Правда, если правительству не удалось переубедить депутатов за все прошедшее время, непонятно, что заставит Думу сдаться, когда дело уже сделано.

Яна ВИКТОРОВА