Время новостей
     N°226, 06 декабря 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.12.2002
Реформа на троих
Министерство по налогам и сборам хочет тишины и покоя
Министерство по налогам и сборам, видимо, больше не в состоянии выносить никаких новаций. Желание руководства кабинета министров снижать налоговое бремя и дальше, судя по всему, приводит главу этого ведомства Геннадия Букаева в глубокое замешательство. У него и так по этому году не все благополучно: налоги не собираются в срок и в нужном количестве. Вероятно, поэтому г-н Букаев вчера на заседании правительства, включившись в дискуссию по поводу хода налоговой реформы, выступил как кот Леопольд. Буквально он заявил следующее: «2003 год должен стать годом раздумий и размышлений». И, говоря о позиции Минфина и Минэкономразвития, главный налоговик добавил: «Мы, безусловно, вместе с ними». На что премьер-министр Михаил Касьянов немедленно уточнил: «С кем именно?» Явно намекая, что у Мифина и МЭРТ взгляд на налоговую реформу не совпадает. Г-н Букаев порадовал коллег дипломатичным ответом: «Мы со всеми вместе. Нам надо втроем идти».

Соображать на троих, однако, не захотел глава Минэкономразвития Герман Греф. Ему страшно не понравился тезис г-на Букаева о том, что в 2003 году должна наступить «налоговая тишина». «Если мы устроим тишину на федеральном уровне, то все равно ее не дождемся на уровне предприятий, которые обязаны будут все это время исполнять то, что мы тут напридумывали», -- гневно сказал г-н Греф. «Сегодня предприятия обязаны заполнять не шесть, как прежде, а 12 платежек», -- пояснил он. И продолжил: «Нам надо исправлять свои ошибки. А для этого надо сознаться в том, что мы их совершили».

Накипевший в душе главного экономиста страны гневный либерализм был по достоинству оценен и поддержан крупным бизнесом и премьером. Генеральный директор «Объединенных машиностроительных заводов» Каха Бендукидзе поймал г-на Букаева: «У нас экономика растет на 4%. А Букаев говорит, что налоговые поступления возросли на 25% в год. В итоге налоговая нагрузка растет или нет? Как я понимаю русский язык, растет». Г-н Касьянов же заявил среди шумной дискуссии: «Думаю, эта тема стоит того, чтобы потратить на нее больше времени». «Если мы отложим решения по этим проблемам еще на полгода, то о налоговой реформе можно будет забыть», -- подытожил он.

То есть никакой тишины. Позиция г-на Касьянова очевидна: налоговое бремя должно снижаться. И здесь премьер, безусловно, поддерживает МЭРТ и крупный бизнес, а не Минфин, который на заседании кабинета министров высказался за увеличение налоговой нагрузки.

Глава Минфина, вице-премьер Алексей Кудрин не скрывал настроя собственного ведомства. Правда, он зашел в комментариях на сей счет так далеко, что почти потряс публику: «В докладе Минфина прописана позиция увеличения нагрузки на физических лиц. Но моя позиция как министра такова, что этого делать нельзя». В вопрос о том, что можно и что нельзя делать на нынешнем этапе налоговой реформы, попытался внести ясность министр по антимонопольной политике Илья Южанов. Он предложил не давать «лисе стеречь кур», а именно, передать разработку налоговой реформы из Минфина в МЭРТ. От ведомства, которое исповедует исключительно фискальную политику, в ведомство, которое пытается нашу экономику сделать немножко либеральнее.

Подвести итог вчерашнего заседания кабинета нелегко. Но если попытаться все же это сделать, приняв также во внимание заявления чиновников, сделанные уже после заседания, то он примерно таков: снижение налогов все же возможно, но, видимо, никак не ранее 2005 года, при этом оно не будет радикальным. Например, НДС может сократиться с 20 до 17,5%. В принципе для такого налога это немало. Но ведь одновременно предполагается и ликвидировать существующие льготы по нему. Если вспомнить, что сходная операция была только что проделана с налогом на прибыль (ставка снижена, а льготы отменены), а бизнес облегчения не почувствовал, то сомнения возникают и в этом случае. Что же касается возможного снижения единого социального налога с 35,6 до 33,6 или даже до 30,6%, то здесь не возникает даже сомнений: это явная полумера, не способная вывести реальные фонды оплаты труда из тени. По решению же правительства отменить налог с продаж говорить о достижениях трудно: с 2004 года он и так должен прекратить свое существование, но не по чьей-то милости, а потому что это уже зафиксировано в Налоговом кодексе. Хуже другое: Минфин до сих пор не знает, как регионы будут компенсировать «выпадение» этого налога, платежи по которому считаются важной составляющей их бюджетов.

И все-таки новации ожидаются. Реформа действительно, видимо, продолжится, но главным смыслом ее становится не снижение налогов, а изменение порядка их уплаты, пересмотр льгот и расширение зоны налогообложения. В том смысле, что «никто не забыт и ничто не забыто».

В этом смысле весьма симптоматично заявление Минфина устами замминистра Сергея Шаталова о готовящейся реформе поимущественных налогов, которая, по его же признанию, позволит увеличить поступления в бюджет от таких налогов в два-три раза. Такова будет цена компенсации за возможное снижение налогов на бизнес.

Любопытно, что ставки налогов на имущество (землю, недвижимость, имущество физлиц и организаций) могут быть даже понижены. Причем регионам будет дано право снижать предельную ставку налога (а этот «максимум» устанавливается федеральными законами) еще на большую сумму, чем сейчас. Однако налог будут взимать, исходя из рыночной стоимости имущества, а не из заниженной «цены БТИ», как сейчас. Но и тут остается открытым животрепещущий вопрос: кто и как будет определять эту рыночную цену.

Зато ясно, что многократно увеличится количество людей, обязанных платить поимущественные налоги. Просто отменив большинство льгот по налогу на имущество физлиц, налогу на недвижимость и налогу с имущества, переходящего в порядке дарения и наследования (сегодня с помощью этих льгот из-под налогообсумм, которые должны были бы поступать в бюджет от поимущественных налогов). А перечень льгот, которые могут даровать населению местные власти, предлагается жестко ограничить.

Кроме того, хотят расширить и перечень имущества, подпадающего под налог. Сегодня можно не платить за такое имущество, как земельные участки, гаражи, магазины, кафе, если оно оформлено в качестве дарения.

И, наконец, планируют максимально перекрыть возможности уклонения от имущественных налогов. Чтобы хитрые налогоплательщики не пытались выдать одно имущество за другое, оформив завод в качестве собственности физлица, ставки имущественных налогов предлагается установить одинаковыми для всех — на уровне 2%.

Вера КУЗНЕЦОВА, Ирина СКЛЯРОВА