Время новостей
     N°224, 04 декабря 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.12.2002
Деревенский мондиаль
«Папа, мама и чемпионат мира по футболу» в Гельман-галерее
Новый фотопроект Дмитрия Гутова продолжает серию работ, связанных с родителями. Года два назад была выставка «Мама, папа и телевизор», на которой родители художника грозили вилами головам телевизионных комментаторов. Смычка города с деревней продолжилась промелькнувшей на «Арт-Москве» работой, где родители в шоке отворачивались от репродукции картины Ильи Репина «Иван Грозный убивает своего сына». Очередной блистательной актерской работой родителей Дмитрия Гутова спешит похвастаться галерея Марата Гельмана.

Темой выставки стал чемпионат мира по футболу, или мондиаль. Методом художника -- инверсия. Вместо сакрального пространства футбольного поля -- бескрайние русские поля. Вместо строго мужского соревнования -- смешанная пара (т.е. родители художника). Культ молодости, царящий в футболе, когда игроки получают свою долю всемирной славы, надежд болельщиков и, не в последнюю очередь, денег, уже к 21 году, а потом в основном разочаровывают, уступил место искренним порывам тех, кому далеко «за», и которым терять совершенно нечего. Ни одна из фотографий, представленных на выставке, по накалу не уступит репортажному кадру. Эти правила, как говорится, соблюдены.

На стене галереи висит полотнище с газетными вырезками, посвященными футболу и околофутбольным сенсациям. Те, кто еще не знаком с трогательной историей спасения Виктории Бекхэм, жены английского форварда, от угрозы мирового терроризма, могут ознакомиться. Среди «найденных объектов» есть и шедевры. Например, вырезка из «Комсомолки», на которой красавица Оля (будущая «девушка недели») повествует о непонимании, с которым подружки встречают ее любовь к футболу и хоккею: сама она не пропускает ни одного матча. Ваш корреспондент знает несколько человек, которые с удовольствием составили бы ей компанию.

Выставка сделана аскетично, ничего лишнего, по принципу: пришел, увидел, осознал. Нельзя не отметить актерские работы Гутовых-старших, по лицам и пластике которых становится понятно, что такое футбол и какой нечеловеческой силой обладает инерция мяча. Знаменитый философ Валерий Подорога, написавший целое эссе, посвященное выставке, считает, что мяч вертит футболистами, а не наоборот. Посмотрев на фотографии Гутова, понимаешь, что футбол сродни рулетке и другим азартным играм. Даже лицо Курта Кобейна на майке, которую носит папа Гутова, кажется включенным в игру. На физиономиях участников застыло потрясенное выражение: ишь что мяч с нами делает!

В своей родительской серии Дмитрий Гутов, как представляется, нашел универсальную метафору. Его работы из этой серии нельзя обвинить в навязчивости и тяжеловесности. Веселая травестия, которой дирижирует художник, приземляет явления массовой и высокой культуры, низводя их до каких-то изначальных, простейших схем. Приходит на ум замечательный пример из антрополога Клода Леви-Стросса: рассказывая о многочисленных племенах Новой Гвинеи, он описывает футбольный матч между двумя из них, который продолжался до тех пор, пока обе команды не забили друг другу одинаковое количество голов. В пространстве бескрайнего русского поля результат тоже не важен: процесс, игра как таковая, замещает все.

Валентин ДЬЯКОНОВ