Время новостей
     N°224, 04 декабря 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.12.2002
Ахмад Кадыров: «Чеченский съезд может проходить только в Грозном»
Через неделю в Грозном соберется съезд народов Чечни, на котором будет обсуждаться проект новой конституции республики. Однако аналогичное мероприятие, инициированное депутатом Госдумы от Чечни Асламбеком Аслахановым и уже получившее поддержку федеральных властей, будет проводиться в Москве. О том, нужно ли разрушенной республике столько массовых мероприятий, корреспонденту газеты «Время новостей» Ивану СУХОВУ рассказывает глава администрации Чеченской Республики Ахмад-хаджи КАДЫРОВ.

-- Зачем нужны два чеченских съезда?

-- Нет двух чеченских съездов. Есть съезд народов Чечни, который мы проводим в Грозном 11 декабря, и есть съезд общественного движения депутата Аслаханова. Это не съезд чеченского народа, он так и не был обозначен. Движение не собиралось с 1999 года, нужна перерегистрация.

-- Но Асламбек Аслаханов свой съезд обозначает именно как съезд народов Чечни.

-- Он может обозначать его как хочет. Съезд народов Бурятии в Москве как вы себе представляете? Это как звучит? Хорошо? Почему тогда съезд народов Чечни в Москве провести можно? И в Дании можно. И в Турции, и в Америке. Нет, есть только съезд народов Чечни, который проводится в самой Чечне 11 декабря. Мы к нему давно готовились.

-- Но вы сами всегда были противником подобных массовых мероприятий.

-- Да, через неделю после своего назначения я издал указ, запрещающий проведение всяких массовых мероприятий до окончания контртеррористической операции. Но сегодня в нем есть необходимость. Надо принимать конституцию, проводить референдум, эти вопросы надо обсудить с народом. Ведь не будет конституции -- не будет возможности проводить выборы. Вопросы назрели.

-- И кого вы ждете в Грозном?

-- Мы приглашаем туда всех без исключения лидеров, в том числе и Аслаханова -- это наш депутат. Приглашаем Руслана Хасбулатова, Саламбека Хаджиева, наших известных спортсменов, олимпийских чемпионов, чемпионов мира -- все-таки люди их знают, их присутствие важно. Мы приглашаем из регионов Российской Федерации представителей чеченской диаспоры, которую мы привыкли так называть, хотя это не совсем правильно звучит. Еще мы собираемся привлечь русскоязычных, которые жили у нас раньше, а потом выехали в 90-х годах.

-- Сколько всего делегатов, и удастся ли обеспечить их безопасность?

-- У нас нет помещений, куда мы могли бы пригласить 1000 или 2000 человек, но на 400 человек помещения есть. Пока мы определяем два помещения в Грозном. Мы дату не определяли до последнего момента, потому что это опасно -- как бы что-то не заготовили нам, какой-то сюрприз. Про помещение сейчас тоже не будем говорить окончательно. Может быть, вообще перенесем его в другой район.

-- Г-н Аслаханов сказал, что готов предоставить трибуну представителям воюющей стороны. А у вас они получат слово?

-- Уже задействованы депутаты парламента Ичкерии, они работают с нами, они уже были на встрече с президентом и у Александра Волошина. Мы дадим им возможность сказать свое слово. А тот, кто воюет, ни на какую трибуну не пойдет, они на то и воюющая сторона. Если человек в розыске и его хотят арестовать, поймать, что он у нас будет делать? Он с оружием придет? Со своей группой?

-- Вы можете прокомментировать последние слухи о том, что Аслан Масхадов появлялся в Грозном?

-- Это удуговская утка, многие на нее поддались. В газетах это выставляется на первые полосы -- Масхадов пришел в Джохар. Я еще удивился: что это такое -- Джохар? Абсолютно я в это не верю. Но я не могу утверждать, что Масхадов совсем не бывает в Грозном. Если он может перемещаться в Ведено, в Ножай-Юрте, в Надтеречном и Шелковском районе, то что ему мешает приехать в город? Я этого не исключаю. Но нельзя из этого делать событие. И если кто-то знает, что Масхадов приехал в Грозный, значит, эти люди -- его соучастники.

-- А у нас, кстати, и официальные структуры говорят: Масхадов собирался с командирами, награждал тех, которые сбивали вертолеты. Есть такая притча про муллу Насреддина, которому сказали: «Ты умрешь». Он отвечал: «Если ты знаешь, что я умру, ты должен знать, когда я умру». Если спецслужбы знают, что Масхадов был в Грозном, так почему они допустили его туда? Почему они его выпустили? А потом из этого делают трагедию, событие, и сейчас, перед праздниками, ажиотаж: мол, 5--6 декабря опять в Грозном что-то произойдет. Ничего там не будет, никаких движений.

-- На ваш съезд средства будут выделяться из республиканского бюджета?

-- Нет. Конечно, деньги где-то мы найдем. Сегодня я встречался с человеком, которому поручено подготовить вот эту папку к съезду -- документы, обращение, регламент, книжку, ручку, мандат. Все это примерно, по моим подсчетам, 62 тысячи рублей. Это небольшие деньги. Мы за гостиницу платить не будем -- у нас в Грозном нет ни одной. Съезд мы проводим в один день. У всех чеченцев родственники, их не надо обеспечивать жильем.

-- Главным вопросом повестки будет будущая конституция?

-- Да. Понятно, что обсуждение конституции за полдня, за день -- невозможно. Но главный вопрос ставится так: одни считают, что должна быть парламентская республика, другие -- что президентская.

-- Но ведь есть окончательный проект конституции...

-- Уже есть -- вчера в нем были поставлены последние точки. Проект прошел все инстанции. Вчера собиралась инициативная группа, которая должна идти в Центризбирком с предложением о проведении референдума по этому проекту. Это решенный вопрос. Теперь начнется всенародное обсуждение -- люди должны знать, за что они идут голосовать.

-- Этот проект в республике воспринимается как проект Кадырова?

-- Да.

-- Это ему не вредит?

-- Кому? Кадырову?

-- Проекту.

-- Я думаю, нет. Не один Кадыров над ним работал. Работала комиссия в составе 25 специалистов. Они многое переработали в том проекте, который я сначала давал. Всего было пять проектов, все они обсуждались и использовались, но за основу был взят именно этот.

-- Это все-таки проект президентской конституции?

-- Да, у нас будет президентская республика. Сегодня у меня была делегация оргкомитета Аслаханова, они тоже согласны, что должно быть президентское правление. Я даже пример привожу: если бы после войны не было Сталина, мы бы бардак никогда не прекратили. Та же самая ситуация, только в маленьком масштабе, -- в нынешней Чечне. Сегодня там должен быть честный, но жесткий руководитель. Иначе мы не справимся. Мы слишком привыкли все решать на улице, на разборке. Это пора прекратить и всех привести в соответствие с законом.

-- Срок референдума определен окончательно?

-- Ориентировочно март.

-- Когда все-таки состоятся выборы и какие будут первыми -- президентские или парламентские?

-- До конца 2003 года должны состояться выборы президента.

-- Смогут ли принять участие в выборах представители сопротивления?

-- Двери открыты для всех людей, которые могут принимать участие в выборах по российским законам. Если ты свободен от уголовного преследования, ты можешь идти на выборы.

-- Во время нынешнего визита в Москву вы встречались с президентом?

-- Нет, я с президентом не встречался, но встречался с Волошиным, мы разговаривали, обсуждали проведение съезда, другие вопросы. Я не искал встречи с президентом -- неудобно каждую неделю приезжать и каждую неделю его беспокоить, он и так загружен.

-- Чувствуете ли вы по-прежнему его поддержку?

-- Абсолютно никаких сомнений. Его позиция в отношении Кадырова -- это поддержка, понимание и доверие. Как бы не старались это доверие подорвать. Много есть таких, кто хотел бы, чтобы президент отвернулся от Кадырова. Но нет ни одного повода. И хочу еще раз подчеркнуть: никогда не будет, чтобы я где-то это доверие не оправдал. Я все сделаю, чтобы его оправдать. Позиция президента в отношении Чеченской Республики -- сделать там нормальную жизнь. Это и моя позиция.

-- А с новым премьером Михаилом Бабичем вам уже удалось установить контакт?

-- Рабочий контакт уже есть, мы каждый день встречаемся. Бабич за эти две недели, как я его назначил, безвылазно знакомился с работой, с теми бумагами, которые ему достались, с людьми, с которыми ему предстоит работать. Первое впечатление -- это работоголик.

-- Насколько удачен выбор именно г-на Бабича, который остается фигурантом незакрытых уголовных дел?

-- Насчет уголовных дел я не знаю, я не следователь и не расследовал его дела. Я остановился на Бабиче, исходя из характеристик, которые ему давали его знакомые. Что мне понравилось -- мне это всегда нравится, -- если у человека есть принцип и характер.

-- А в чем принцип Михаила Бабича?

-- Человек должен быть принципиален в любом деле. Если человек может хоть куда и под кого угодно, это уже не то. А мне нужен рядом человек со своим характером, не просто так -- подуло, развернулся. Вот эта характеристика мне понравилась. А данные его я не обсуждал -- если он идет туда, значит, знает свои возможности.

Беседовал Иван СУХОВ