Время новостей
     N°223, 03 декабря 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.12.2002
Деньги в обмен на реформу
Михаил Зурабов хочет перестроить систему здравоохранения
На прошедшей недавно в Тольятти Приволжской окружной ярмарке социальных проектов, где большинство представленных программ было направлено на решение конкретных проблем конкретной группы людей, обнародован один проект общероссийского масштаба. Особого внимания заслуживает и разработчик -- председатель Пенсионного фонда России Михаил Зурабов.

Документ рассматривается авторами как потенциальная программа реформирования медицинского страхования по всей стране. ПФР решил испробовать основные идеи предлагаемого проекта в пяти регионах страны, что и сделал начиная с прошлого года. По словам Сергея Кириенко, полпреда президента в Приволжском федеральном округе, на территории которого расположены три экспериментальные области, «результат оказался хорошим». «Эта программа, -- сказал полпред, -- способна стать толчком для системы реформирования медицинского обслуживания, разрушенного до основания за десять последних лет».

По версии ПФР, среднестатистический пенсионер имеет только три статьи расходов: коммунальные платежи, питание плюс одежда и услуги здравоохранения. На сегодняшний день теневые расходы в нашей стране, по результатам опросов, большей частью приходятся на медицину. Иначе говоря, медики заняли первое место по количеству взяток. Для примера: сотрудники ГАИ в этом рейтинге оказались только на пятой позиции. По официальным сведениям, россияне в этом году дали медикам взяток на 40 млрд рублей.

По мнению Михаила Зурабова, основная проблема состоит в том, что до сих пор в Минздраве существует советская система финансирования. Средства в поликлиники поступают из расчета на обслуживание прикрепленного населения. И если, например, в больницу в течение года не обратится ни один человек, то ее не закроют, а продолжат финансировать на прежнем уровне. Еще одна проблема заключается в том, что бюджетным поступлением в конкретное медицинское учреждение считаются только те деньги, которые перечисляет территориальный бюджет, остальные же по закону числятся внебюджетными. Ненормально, по его мнению, и то, что при достаточных объемах платежей денег не хватает именно на медицинскую помощь, при том что дорогое медицинское оборудование закупается в огромных количествах. Медикаменты, расходные материалы в случае сложной операции, питание, чистая постель, услуги сиделки -- многое из перечисленного пациент, ложась в больницу, часто оплачивает из собственного кармана.

Однако, как считает г-н Зурабов, выделяемых денег на здравоохранение «более-менее хватает». Дела плохи, потому что нет стандартов предоставляемых услуг. Пока не станет известно, какие медикаменты имеет право получать пенсионер в лечебном учреждении, нельзя будет даже приблизительно посчитать, сколько денег достаточно для оплаты медицинской помощи, чтобы хватило каждому пенсионеру. «Мы не хотим никаких поблажек для этой категории, пенсионер должен быть платным больным, -- продолжает глава ПФР. -- Но мы хотим, чтобы этот клиент Минздрава не считался второсортным».

Именно поэтому у Михаила Зурабова возникла идея приобретать страховки для этой категории граждан, разделив стоимость каждой на две части: половину оплатит ПФР, остальное -- территориальный пенсионный фонд. В первый год реформы ПФР готов внести за каждого пенсионера страховую сумму в размере минимальной пенсии -- 550 рублей. То есть общий объем платежа должен составить 1100 рублей. На сегодняшний день, по словам г-на Зурабова, «это очень большие деньги». Фактически это будет означать, что в здравоохранение придет 38 млрд рублей. С учетом того, что бюджет здравоохранения равен 96 млрд, это увеличит его средства на треть. В конце декабря каждый пенсионер получит по почте счет от ПФР, в котором будет указано, сколько он потратил денег со своего страхового счета. Ресурсы фонда, по словам г-на Зурабова, позволяют рассылать ежемесячно 14 миллионов экземпляров такой корреспонденции.

Технической проблемы стандартизации медицинских услуг нет. Единые нормы существуют. Пока что их нужно временно адаптировать на переходный период реформирования здравоохранения, параллельно меняя организационно-правовую форму лечебных учреждений, с тем чтобы они смогли получать деньги из разных бюджетов.

Одним из тезисов законопроекта значится пункт под названием «Деньги в обмен на реформу». Глава Пенсионного фонда говорит, что не станет финансировать медицинскую помощь до тех пор, пока не поймет, за что платит. Самое главное -- нужен единый подход к ценообразованию.

Дмитрий КОМИССАРОВ