Время новостей
     N°222, 02 декабря 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.12.2002
Рецепты экономии
Повысив пенсионный возраст, экономисты надеются помочь бизнесу
Если российское правительство научится меньше тратить, то на протяжении ближайших 15 лет мы станем свидетелями двух-трехкратного увеличения темпов экономического роста. В этом уверены специалисты Экспертного института и фонда «Либеральная миссия», представившие в пятницу доклад «Бремя государства и экономическая политика: либеральная инициатива». По мнению авторов доклада, расходы государства не что иное, как обременительный груз, лежащий сегодня на российском бизнесе. В то время как модернизировать экономику, подчеркивают они, может только развитие частной инициативы. Неумеренное же вмешательство государства в экономическую жизнь, наоборот, в течение последних лет тормозит реформы.

Относительно пользы госрасходов в экономической науке существуют две противоположные позиции. С одной стороны, рост госрасходов -- общемировая тенденция. Чем больше денег вкладывается в высокотехнологические отрасли, тем выше уровень развития страны. До определенного уровня увеличение госрасходов полезно, ведь государство обязано производить такие услуги (оборона, здравоохранение, образование), за которые трудно заставить платить всех, кто ими пользуется. С другой стороны -- все, что изымается из ВВП и затем перераспределяется в отрасли, финансируемые государством, и есть налоги. При достижении определенного уровня налогообложения влияние налогов на экономический рост оказывается отрицательным.

Авторы доклада признают, что в России сегодня есть объективная нужда в увеличении расходов едва ли не по всем направлениям: армия, наука, образование. При этом они предостерегают, что увеличенные расходы затормозят экономический рост. Как считают составители доклада, оптимальный уровень госрасходов для России на ближайшую перспективу равен 29--30%, в то время как на 2003 год планируется уровень непроцентных расходов в размере 31,9%.

По мнению научного руководителя Высшей школы экономики Евгения Ясина, сокращение госрасходов может сотворить русское «экономическое чудо». Сократить их можно по целому ряду параметров, считает он. Существенные резервы экономии есть в упрощении системы финансовой помощи регионам. Трансферты сегодня безадресны. Предлагается заменить их целевыми перечислениями на конкретные нужды. За счет всего этого расходы государства в реальном исчислении сократятся на 10--12%.

Государственные закупки -- сфера серьезной экономии бюджетных средств. Именно здесь гнездится коррупция. Через открытые торги производится лишь 6% закупок по стране. При наведении порядка в этой сфере экономия бюджетных средств составит 1,5--1,7% ВВП.

Предприятия, находящиеся в госсобственности, производят примерно 50% ВВП. При этом большинство ГУП реально не контролируется государством. Предлагается в ближайшие два-три года продать или преобразовать все ГУП.

Неформальные воздействия государства на бизнес играют в России колоссальную роль. Издержки бизнеса от преодоления административных барьеров, считает Ясин, составляют 2,7--2,9% ВВП. Неформальные требования властей о «взносах» во всевозможные фонды «весят» примерно 1% ВВП. Коррупция забирает из ВВП около 8%, причем 98% этой суммы приходится на коррупционные отношения исполнительной власти и бизнеса.

И наконец, необходимо сократить социальные расходы, считает Ясин. Единый социальный налог (ЕСН), из которого финансируются пенсии и прочая социалка, настолько высок, что многие предприятия по-прежнему от него уклоняются. При этом Россия имеет едва ли не самый низкий пенсионный возраст в Европе, а значит, самое большое количество пенсионеров по отношению к работающим гражданам. Как считают авторы доклада, в течение пяти лет нужно поднять пенсионный возраст для мужчин и женщин до 65 лет, сократив ставку ЕСН с 35,7 до 24%.

Теперь все эти предложения нужно донести до исполнительной власти и законодателей. И хотя составители доклада утверждают, что в правительстве «проявили к нему значительный интерес», ведомства, на которые будет возложена обязанность по разработке конкретных законопроектов, не уверены, что сокращение расходов пройдет безболезненно. По словам замминистра экономического развития Михаила Дмитриева, по пенсионной реформе мы два года протоптались на месте, так как общество не устраивают многие ее положения. На сегодняшний день МЭРТ разрабатывает несколько вариантов реформирования социальной сферы, однако в ближайшие месяцы выбор между ними сделан не будет, подчеркнул Дмитриев.

Законодатели настроены еще более скептически. По мнению главы бюджетного комитета Госдумы Александра Жукова, «пенсионный возраст повысить можно, но вряд ли кто сегодня станет инициатором такого законопроекта». Снизить же ЕСН, считает он, можно и без повышения пенсионного возраста, и это будет очень разумной мерой для выведения бизнеса из тени. Ирина Хакамада в свою очередь считает, что для того, чтобы реализовать меры, предложенные в докладе, прежде всего нужно сформировать положительное общественное мнение, так как население болезненно реагирует на любое упоминание слова «реформа». Кроме того, перед тем как начинать подобные преобразования, нужно провести административную реформу, вырастив новую формацию чиновничества. В противном случае, утверждает она, воплощать на практике задуманное будет некому. С последним ее утверждением авторы доклада согласились, отметив при этом, что дело не столько в косности чиновничества, тормозящего реформы, сколько в отсутствии достаточной политической воли к преобразованиям. При отсутствии такой воли, считают они, большая часть предлагаемых мер повторит судьбу всех предыдущих реформ, начинавшихся за здравие, но закончившихся бесславно.

Ирина СКЛЯРОВА