Время новостей
     N°221, 29 ноября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.11.2002
Ганнибал Лектер должен сидеть в тюрьме
Только тогда из «Молчания ягнят» получится хороший фильм
Настроение перед просмотром очередного «Молчания ягнят» (на этот раз нам показали приквел, то есть историю, которая начинается с ареста Ганнибала Лектера и кончается аккурат перед прибытием Джоди Фостер) было прескверное. «Красный дракон» Брета Ратнера разочаровывал уже заранее. Конечно, «Молчание ягнят» было эпохальным фильмом, который установил в начале 90-х канон нового кино про маньяков. Но уже «Ганнибал», несмотря на именитого и талантливого режиссера Ридли Скотта, был таким отстоем, что страшно рассказать. Самый страшный триллер всех времен и народов обернулся пошлым анекдотом -- Лектер в исполнении всегдашнего Хопкинса бегал по Флоренции и ел мозги из свежевскрытого черепа. Слава богу, в «Красном драконе» Ганнибала опять вернули в тюрьму -- на большую часть фильма. Как выяснилось, в этом и состоит секрет успеха. Ибо главная «фишка» романов Томаса Харриса и их экранизаций как раз и состоит в том, что невысказанное, нереализованное зло поджидает зрителей за плюшевыми кулисами кинотеатра.

Уилл Грэм (Эдвард Нортон) засаживает Лектера (Энтони Хопкинс) в тюрьму, догадавшись, что именно он готовил паштеты из человеческой печени. Проходит пару лет, и герой Хопкинса уже готов сотрудничать с ФБР, помогая выслеживать очередного маньяка. Плата за услуги -- ужин с красным вином и еженедельный доступ в Интернет на полчаса. Ну и что, что Интернет ко времени первого выпуска «Молчания ягнят» еще не изобрели, -- провидец, да и только. Хопкинс, совсем уже было сдавший в «Ганнибале», воспрял в «Красном драконе». Он косит багровым глазом, гипнотизирует молодого да раннего Нортона и недвусмысленно намекает, что маньяк-людоед служил в армии, имеет татуировку по всему телу и заячью губу. Тут уж даже самый тупой цээрушник докопается до Рейфа Фанса, который меж тем не окончательно безнадежен, а даже любит гравюры Уильяма Блейка и слепую Эмили Уотсон.

Конечно, приквел Брета Ратнера («Час пик», «Семьянин») не сравнится с «Молчанием ягнят» и не останется в истории кино. Но свою порцию мурашек он зрителям обеспечит. А еще преподаст урок начинающим режиссерам: претенциозность и ненужный символизм в жанровом кино только вредят конечному продукту.

Алексей МЕДВЕДЕВ