Время новостей
     N°221, 29 ноября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.11.2002
Уголь перессорил чиновников
Глава ФСФО обвиняет МНС в несоблюдении интересов государства
Конфликт вокруг банкротства «Дальвостугля» перешел в высший эшелон государственной власти. Как стало известно газете «Время новостей», руководитель Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО) Татьяна Трефилова, пытаясь преодолеть желание Министерства по налогам и сборам (МНС) обанкротить дальневосточное угольное предприятие, обратилась к председателю Высшего арбитражного суда Вениамину Яковлеву. В своем письме она, по сути, просит отсрочить рассмотрение дела о банкротстве, назначенное на 2 декабря, на две недели, чтобы за это время была определена «единая государственная позиция» по этому вопросу. Как известно, налоговые службы не желают передавать кредиторскую задолженность в ФСФО, намереваясь обанкротить предприятие. В случае если арбитражный суд выполнит просьбу г-жи Трефиловой, то передача этой задолженности произойдет автоматически: с 3 декабря вступает в силу новая редакция закона о банкротстве, в соответствии с которой долги должны быть переданы «уполномоченному органу», которым, очевидно, и станет ФСФО. В МНС вчера получить комментарии не удалось.

Позиция двух ведомств достаточно прозрачна. Представители МНС неоднократно на различных совещаниях заявляли, что вернуть задолженность (полгода назад она составляла около 2,5 млрд руб.) можно лишь обанкротив «Дальвостуголь». Такой же точки зрения придерживаются представители компании «Русский уголь», учрежденной «Роснефтью» и Межпромбанком, которая сейчас фактически управляет предприятием, не являясь его акционером (благодаря скупке небольшой части кредиторской задолженности и поддержке местной администрации, владеющей почти 20% акций «Дальвостугля»). Глава «Русского угля» Вадим Варшавский на недавней пресс-конференции открыто заявил, что его компания намерена обанкротить и затем купить «Дальвостуголь». Для этого "Русский уголь" уже заключил соглашение с амурской администрацией, по которому планируется создать «чистую» от долгов структуру и передать в нее активы предприятия.

У ФСФО (впрочем, как и у Минэнерго и РФФИ) противоположная позиция. Татьяна Трефилова вчера заявила газете «Время новостей», что будет настаивать на введении процедуры финансового оздоровления на предприятии, после которой выходить из предбанкротного состояния. «Дело в том, что с введением банкротства государство, во-первых, потеряет акции «Дальвостугля» (более 39%. -- Ред.), во-вторых, не сможет их продать -- а на них претендует не один покупатель, -- говорит она, -- и в-третьих, у «Дальвостугля» есть долги перед государством четвертой очереди, взыскать которые при процедуре банкротства невозможно».

Кроме этого, глава ФСФО неоднократно обращалась к Михаилу Касьянову с просьбой передать «кредиторку» «Дальвостугля» из МНС в ее ведомство. В сентябре премьер написал резолюцию «с предложениями согласен» и издал соответствующее поручение. Однако это поручение не было исполнено. Представители МНС на совещании, посвященном выработке единой государственной позиции по этому вопросу, проголосовали против того, что угольное предприятие не нужно банкротить. Г-жа Трефилова и об этом написала г-ну Касьянову, и узнав о ситуации, премьер, судя по всему, разозлился: «Прошу немедленно исполнить поручение правительства Российской Федерации», -- написал он главе МНС Геннадию Букаеву. И снова безрезультатно.

Встречи гг. Трефиловой и Букаева по вопросу о банкротстве «Дальвостугля» еще не было. Однако руководитель ФСФО не исключает, что «впереди еще будут встречи», но вряд ли, считает она, г-ну Букаеву удастся доказать свою правоту: «В Налоговом кодексе вообще отсутствует слово «банкротство», -- говорит г-жа Трефилова, -- правда, МНС действительно имеет право подавать заявления в суд на этот счет, но не представлять интересы государства, -- это разные вещи».

Именно в связи со спором между федеральными службами г-жа Трефилова и обратилась к главе Высшего арбитража отложить минимум на две недели рассмотрение вопроса о банкротстве. Реакция г-на Яковлева на письмо пока неизвестна. Однако если он не удовлетворит просьбу руководителя ФСФО, то, как утверждает г-жа Трефилова, ее служба будет отстаивать «позицию государства» (ведь в данном вопросе «позиция МНС не совпадает с государственной») и обжалует решение суда о банкротстве, если таковое будет вынесено.

Николай ГОРЕЛОВ