Время новостей
     N°220, 28 ноября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.11.2002
Грозное лицо доброго папы
Закон о валютном регулировании находит новых поклонников
Многострадальный законопроект о валютном регулировании постепенно обретает формы, более-менее устраивающие всех заинтересованных лиц. По крайней мере главные противники в вопросе либерализации валютного законодательства -- МЭРТ и Минфин продемонстрировали вчера полное согласие. Выступая на конференции РСПП, посвященной этой теме, министр экономического развития Герман Греф подчеркнул, что выступает с согласованной позицией всего экономического блока правительства. Правда, приглашенный на конференцию министр финансов Алексей Кудрин из-за неких «форсмажорных» обстоятельств приехать или послать кого-либо из своих замов не смог. По словам г-на Грефа, подход правительства предусматривает практически свободный режим по текущим операциям, а также, если не введены ограничения, и по капитальным. Ограничения могут быть введены в случае резкого колебания курса национальной валюты или угрозы платежному балансу. Обязательная продажа валютной выручки сохранена в размере 30%.

Даже первый зампред Центрального банка Олег Вьюгин признал, что валютное регулирование не является эффективным способом контроля за движением капитала. Основной проблемой при проведении либерализации может стать, на его взгляд, бюджетная политика государства. «Ничто не угрожает стабильности национальной валюты, если ЦБ не заставят кредитовать правительство», -- подчеркнул г-н Вьюгин. Закон о валютном регулировании, как любовно отметил г-н Вьюгин, лишь «выглядит очень грозным, но если закон прочитать внимательно, то видно, что это грозное лицо доброго папы».

Согласно законопроекту срок его действия ограничен: 1 января 2007 г. валютное регулирование будет полностью прекращено. Больше того, замминистра экономического развития Аркадий Дворкович заявил, что МЭРТ выступает за сокращение сроков валютного регулирования. Проведенное министерством исследование показало, что сокращение сроков отмены ограничений ничем не угрожает российской экономике. Наоборот, если отменить ограничения, то и рублевые, и валютные активы от этого только вырастут.

Центральный банк с этим утверждением категорически не согласен. Зампред ЦБ Константин Корищенко в ответ на слова Дворковича заявил, что Россия по-прежнему живет сырьевым экспортом. Да и рубль не является «достаточно сильной валютой для радикальной либерализации». По этим причинам необходимо сохранить нормы репатриации и обязательной продажи валютной выручки хотя бы до 2007 года.

Похоже, что у правительственного варианта осталось два явных противника: президентский советник Андрей Илларионов, переключившись с критики одного лишь Анатолия Чубайса, разгромил все доводы в пользу закона в пух и прах, и гендиректор ОАО «ОМЗ» Каха Бендукидзе, написавший свой собственный вариант закона, внесенный недавно в Госдуму от лица членов думского комитета по собственности. Законопроект Бендукидзе--Плескачевского предлагает полную ликвидацию обязательной продажи валютной выручки, исключительно уведомительный порядок для всех валютных операций и ограничение возможности ЦБ и правительства вводить чрезвычайные меры.

Насколько стороны действительно готовы к компромиссу, выявит сегодняшнее заседание правительства, на котором в очередной раз стороны попытаются одобрить согласованный вариант.

Своим мнением о новом валютном законодательстве с газетой «Время новостей» поделился президент холдинговой компании «Интеррос» Владимир Потанин:

-- В правительственном законопроекте найден баланс между интересами бизнеса, в первую очередь мелкого и среднего, для которого любое лишнее согласование является проблемой, и интересами Центрального банка, которому необходимо иметь регулирующие полномочия.

Критерии, по которым могут вводиться ограничения, обозначены достаточно конкретно. На мой взгляд, очевидно, что понятие существенной угрозы для платежного баланса страны невозможно детально прописать в норме закона, но все-таки мы исходим из того, что и в правительстве, и в бизнесе работают люди, которые понимают, что за этим понятием стоит. Внесение альтернативного законопроекта -- это формализация точки зрения бизнеса. Чем объясняться на пальцах, легче сравнивать два документа для достижения компромисса. Мы не ставим перед собой задачу, чтобы прошел именно этот вариант.

По моему мнению, принять закон нужно без спешки, учитывая, что этот документ уже задал направление движения валютного законодательства и определил, что либерализация валютного регулирования произойдет по истечении четко обозначенного переходного периода. Кроме того, необходимо решить, будет ли этот документ законом прямого действия.

Беседовала Вера СИТНИНА