Время новостей
     N°220, 28 ноября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.11.2002
Двойное дно
Европа закрывает моря для опасных танкеров
Недавно в передаче парижского телевидения, напоминающей наши «Куклы», марионеткой-ведущим был задан вопрос: «Каков классический пример глобализации?» В ответ прозвучало: «Морские танкерные перевозки! Судно строилось в Южной Корее, принадлежит греческому миллиардеру и ходит под багамским флагом, с российской нефтью и украинским экипажем...»

Недавняя гибель у испанских берегов нефтеналивного гиганта «Престиж», ходившего под либерийским флагом и непонятно кому принадлежавшего, заставила европейцев забить тревогу. Особенно озабочены экологической катастрофой у побережья Галисии испанцы, португальцы и французы. На испано-французском саммите в Малаге премьер-министр Хосе Мария Аснар и президент Жак Ширак решили запретить навигацию в 200-мильной зоне (360 км) вдоль берегов их стран судов, представляющих повышенную экологическую опасность. К этой категории относятся все суда старше 15 лет, с однослойным корпусом и перевозящие материалы с повышенной степенью риска: энергоносители, удобрения, химические красители и т. д. «Это решение вступает в действие с завтрашнего дня, -- заявил Жак Ширак. -- Оно необратимо и обсуждению не подлежит. Против нарушителей будут предприняты адекватные меры».

«Престиж», крушение которого сделало зоной бедствия почти все испанское атлантическое побережье, был построен четверть века назад и не имел двойного корпуса. Но именно таких танкеров сейчас большинство. Примечательно, что аналогичный затонувшему «Престижу « танкер «Византия» уже 27--28 ноября примет 53 тыс. тонн мазута в Таллинском порту. Причем, как сообщил агентству РБК пресс-секретарь Таллинского порта Эрик Саков, зафрахтовала судно все та же компания Crown Resources, являющаяся нефтетрейдером российской «Альфа-групп». Представители порта утверждают, что танкер не должен представлять угрозы для экологии, поскольку 19 ноября прошел независимую проверку в Роттердаме. Однако европейцев эти заверения успокоить не могут, а лишь, наоборот, подливают мазут в огонь.

Жак Ширак и Хосе Мария Аснар будут настаивать на том, чтобы в повестку дня саммита ЕС в Копенгагене, намеченного на 12--13 декабря, был внесен вопрос о создании Европейского агентства морской безопасности, а также специального фонда восстановления экологии стран, пострадавших от танкерных крушений. Несколько дней назад европейский комиссар по транспорту и энергетике испанка Лойола де Паласио призвала немедленно запретить заход в европейские порты нефтяных танкеров, возраст которых превышает 23 года. Эта проблема, вероятнее всего, будет обсуждаться 5--6 декабря на совещании в Брюсселе европейских министров, в чью компетенцию входит вопрос безопасности морских перевозок. Ранее столь жесткие меры государства ЕС планировали ввести лишь к 2015 году. Однако гибель «Престижа» явилась катализатором для принятия драконовских решений.

Петр РОЗВАРИН, Париж