Время новостей
     N°218, 26 ноября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.11.2002
Холдинг на салфетках
Пока «Русский уголь» ждет извинений, «Байкал-Уголь» покорил Коми
Руководство «Русского угля» вчера решило объясниться перед общественностью в связи с обвинениями в свой адрес со стороны конкурента -- Сибирской угольной энергетической компании «Байкал-Уголь» (ее руководитель Олег Мисевра на прошлой неделе заявил, что его угрожают арестовать, если он не продаст акции «Дальвостугля»). Вывод, к которому пришли сын и отец Варшавские -- Вадим (гендиректор «Русского угля) и Евгений (его заместитель): г-н Мисевра «блефует от начала и до конца» и должен в течение недели публично извиниться. Если этого не случится, то «Русский уголь» и его учредители «Роснефть» и Межпромбанк подадут иск в суд о защите деловой репутации, а также подадут «жалобу в Российский союз промышленников и предпринимателей, чтобы коллеги знали, какими методами МДМ (в состав которой входит «Байкал-Уголь». -- Ред.) ведет свой бизнес».

На пресс-конференции гг. Варшавские выглядели довольно странно: они не стали отрицать, что желают обанкротить «Дальвостуголь» и добиться контроля над предприятием путем создания вместе с амурской обладминистрацией совместного предприятия «с чистого листа». При этом на вопрос о том, сможет ли государство в случае банкротства полностью вернуть долг «Дальвостугля», Варшавский-младший почему-то ответил: «Русский уголь» никакими долгами не располагает». И затем добавил: «Государство банкротит само себя как неэффективного собственника». До этого он говорил, что предприятием уже несколько месяцев управляют люди, близкие к «Русскому углю».

Довольно четко описывают манеру ведения бизнеса «Русского угля» пассажи Вадима Варшавского о его встречах с главными фигурантами скандала. «Я с Мисеврой никогда не встречался и никогда не предлагал ему продать акции... У нас с ним была единственная встреча в июле... В ресторане гостиницы «Балчуг» мы хорошо посидели, Олег мне очень понравился. И то, что сделал Олег в четверг, это нарушение наших договоренностей. Почему он это сделал? Я не знаю, почему он это сделал. Он пусть расскажет это в суде, а потом мы, может быть, снова встретимся и объяснимся».

Г-н Варшавский летом встречался и с Иваном Карташовым (замгендиректора «Росуглесбыта», входящего в структуру МДМ), которого убили в августе, и якобы глава «Русского угля» обещал арестовать г-на Мисевру (со слов самого г-на Мисевры) по подозрению в совершении этого преступления. «Я с ним встречался один раз, -- рассказывал вчера Варшавский-младший, -- в ресторане «Пивнушка» в шесть часов... Пришел молодой симпатичный парень, назвался Иваном... только мы сели, у него зазвонил телефон, он сказал, что из приемной Мисевры. Мы просидели с ним 42 минуты. Я почему так все подробно рассказываю -- я недавно давал показания следователю. Карташов просился к нам на работу... На салфетках мы рисовали схемы будущего холдинга... Он сказал, что поругался с Мисеврой из-за того, что вел переговоры с Межпромбанком... Больше я его не видел».

Тем временем г-н Мисевра показал гг. Варшавским, как он завоевывает активы. Вчера с главой Республики Коми Владимиром Торлоповым была заключена крупная сделка: «Байкал-Уголь» и республиканское правительство решили создать Печорскую угольную компанию. Местная власть в качестве своего вклада вносит принадлежащие ей пакеты акций «Воркутаугля» (21,89%) и «Интаугля» (25% минус одна акция), а «Байкал-Уголь» -- 20 млн долл. Контрольный пакет «Печоругля» будет у компании г-на Мисевры, у правительства Коми -- блокирующий, но, как записано в соглашении, «все решения акционеров, за исключением вопросов оперативного управления, должны будут приниматься при согласии республиканского правительства и «Байкал-Угля». Новая компания намерена участвовать в приватизации федеральных пакетов акций «Воркутаугля» (38,41%) и «Интаугля» (60,5%), причем искать деньги для этого собирается г-н Мисевра. За девять месяцев этого года объем добычи этих угольных компаний составил соответственно 4,5 млн т и 2,3 млн т.

Николай ГОРЕЛОВ