Время новостей
     N°218, 26 ноября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.11.2002
«На биржу наши клубы выйдут не ранее чем через пять лет»
Продажа акций клуба на бирже -- шаг смелый и весьма рискованный. Далеко не каждый владелец или совладелец отважится на такое предприятие. Во-первых, акции футбольных клубов сравнительно новый товар на рынке ценных бумаг. Попробуй угадай, будут ли пользоваться они спросом, и если будут, то каким. Во-вторых, курс подобных бумаг зависит не только от объективных причин, но и от ряда субъективных: травма того или иного ведущего футболиста, отставка тренера, выступление команды. Клуб, чье руководство решило увеличить количество акционеров, должен быть довольно популярным и успешно выступающим, иначе продажа акций может обернуться авантюрой.

И все же в этом сезоне впервые зазвучали слова о возможном выходе на биржу российских клубов. Насколько реально такое развитие событий и как вообще строится инфраструктура профессионального футбольного клуба в России, корреспонденту газеты «Время Новостей» рассказал президент самарских «Крыльев Советов», член Совета Федерации Герман ТКАЧЕНКО.

-- Герман Владимирович, имеют ли под собой основания разговоры об акционировании российских футбольных клубов?

-- Пока это только пиар, некая демонстрация планов стратегического развития. На данный момент нет никаких условий для того, чтобы футбольные клубы могли выйти на биржу, и произойти это может не ранее чем через 5 лет. Все зависит не только от развития фондового рынка, но и от того, в каком направлении будет двигаться наш футбол. Надо отдавать себе отчет: на данный момент любой российский футбольный клуб является убыточным предприятием. И какой инвестор будет вкладывать деньги в предприятие с многомиллионным дефицитом в бюджете. И как я, например, выйду на биржу и покажу, насколько убыточным является на сегодня профессиональный футбольный клуб? Кроме того, не каждый владелец клуба готов сделать свою финансовую отчетность прозрачной. Но опять же, пока не будет положительного баланса, разговоры о выходе на биржу -- пустота.

-- Но за счет выхода на биржу можно привлечь дополнительные инвестиции. И пусть даже акция, по сути, окажется только красивой бумажкой, многие болельщики купят ее только потому, что захотят помочь своему клубу, а акцию в качестве сувенира повесят на стенку.

-- Привлекать средства необходимо, в том числе и за счет миллионов болельщиков. Но зачем обманывать их и себя. Можно, на мой взгляд, создать специальный фонд помощи клуба, куда болельщики, желающие ее оказать, внесут свои деньги, и через который получат возможность влиять на политику клуба. Кроме того, надо же развивать и клубную инфраструктуру, и инфраструктуру нашего футбольного рынка.

Взять, к примеру, наш клуб. Статистика показывает, что в Самарской области более миллиона жителей интересуются футболом. Из них 50 тысяч активно. То есть готовы ходить на матчи -- я горжусь тем, что у нас самая посещаемая команда премьер-лиги и притом одни из самых дорогих билетов,-- покупать продукцию с клубной символикой, посещать выездные игры. Моя задача заключается в том, чтобы 10 тысяч из них через три года могли потратить на команду по 500 долларов за сезон и получить за это квалифицированный продукт. Специально созданная при клубе туристическая фирма должна дать возможность посетить выездные матчи «Крыльев» в Санкт-Петербурге, Москве и других городах. На наших играх должны продаваться шарфы, футболки, брелоки и другая продукция с символикой клуба... Конечно, болельщики должны купить абонемент, подписаться на клубный журнал.

Если взять атрибутику, то на данный момент на этом мы можем заработать всего 0,7 процента бюджета клуба. И сейчас почти весь этот бизнес "серый". Мы активно не препятствуем этому: надо хотя бы такими способами развивать рынок. С другой стороны, мы должны обеспечить наличие звезд в команде, пригласить квалифицированного тренера и играть в тот футбол, который нравится нашим зрителям.

-- Из чего сейчас складывается бюджет российских клубов?

-- Давайте возьмем прошедший сезон. Примерно треть своего бюджета «Крылья Советов» закрыли за счет продажи игроков. И это при том, что ни с кем из основного состава мы перед сезоном-2002 не расстались. Еще примерно 10 процентов мы получили за счет продажи абонементов на матчи, коммерческих прав на рекламу и прав на телетрансляцию. Администрация Самарской области нам выделила сумму, эквивалентную 20 процентам нашего бюджета. Оставшуюся часть, то есть дефицит, мы покрыли за счет акционеров.

-- А основные расходы, надо полагать, связаны с покупкой игроков и выплатой им заработной платы?

-- Совершенно верно. И сейчас трансферный рынок перегрет. Что такое трансферная стоимость футболиста? Ведь это не те голы, которые он забивает. Это то, что после матча: сколько ко мне придет зрителей на футбол после его игры, увеличатся ли рекламные контракты на этого футболиста и на клуб в целом, будет ли больше внимания уделять телевидение моему клубу. А у нас зачастую это просто гонка амбиций. Отсюда и такая высокая трансферная стоимость игроков. Но надо же понимать, что расходы на такую покупку, которые не будут стимулировать доходы, просто пузырь, который рано или поздно лопнет. Это как дефолт 1998 года. Что же касается зарплаты, то сейчас футболисты пятерки ведущих российских клубов примерно получают на уровне игроков французского чемпионата.

-- Но по выступлениям в еврокубках наши и французские клубы не сравнить. Нет ли у премьер-лиги идеи установить верхнюю планку заработной платы футболистов?

-- Мы думали над этим. В конце концов, если подобное практикуется в НБА, то почему бы не перенять этот опыт.

-- Может ли взорвать трансферный рынок «дело Сычева»?

-- Конечно, последние события настораживают. Но мы разобрались в этом деле и знаем, как надо изменить законодательство, чтобы в дальнейшем подобного не повторилось. С другой стороны, этот скандал привлек внимание к проблемам профессионального футбола. Как говорится, любое упоминание в прессе, кроме некролога, положительное. Мы все сейчас ищем возможность разрешить этот конфликт, и я рад, что при моей помощи «Спартак» и Сычев ведут прямой диалог. Скорее всего, уже в ближайшее время конфликт будет разрешен при взаимной выгоде обеих сторон.

-- Оправдана ли будет отмена «30-месячного права», то есть сложится ли ситуация, при которой игрок по окончании контракта сможет перейти в другой клуб без выплаты компенсации?

-- Не уверен. В конце концов, футболисты не уборщицами работают и получают совсем другие деньги. Чем-то могут и пожертвовать. Но, с другой стороны, мы это переживем. Если игрок будет нужен нашему клубу, мы всегда найдем возможность продлить контракт до его окончания.

-- Вы говорили о важности телевидения. Но сейчас многие центральные каналы отказываются от спортивных трансляций -- невыгодно.

-- Не думаю, что все так плохо. Как известно, у нас заключен контракт с ВГТРК на три года. Сейчас большой рост рекламного рынка. Взять хотя бы такой продукт, как пиво. У нас практически стопроцентная целевая аудитория этого продукта, и телевидение должно сотрудничать с пивными компаниями. А нам, здесь я имею в виду законодателей, нужно более внимательно рассмотреть закон о рекламе. И через этот инструмент стимулировать инвестиции в спорт.

-- Но чтобы успешно продавать свои рекламные права, просто необходимо иметь в штате грамотных менеджеров. Какова сейчас ситуация с кадрами?

-- Кадры -- основная проблема российского футбола как на уровне клубов, так и в отношении специалистов премьер-лиги и РФС. Мы в «Крыльях» пытаемся решить ее двумя путями. С одной стороны, направляем своих сотрудников в различные западные школы футбольных менеджеров --лучшей из них, я считаю, является факультет футбольного менеджмента в Ливерпуле. Но в то же время мы направили свои заявки в зарубежные кадровые агентства. И не исключено, что скоро в «Крыльях» появятся менеджеры из Германии или Франции, и наши сотрудники смогут перенять у них необходимый опыт.

Андрей ВДОВИН, Денис ВДОВИН, Александр ПОДОЛЬСКИЙ, Олег ТИМОФЕЕВ