Время новостей
     N°216, 22 ноября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.11.2002
Уголовный уголь
МДМ и Межпромбанк продолжают воевать на Дальнем Востоке
Конфликт вокруг «Дальвостугля», за право управлять которым борются структуры группы МДМ и компании «Русский уголь» (учрежденной Межпромбанком и «Роснефтью»), перешел в уголовную плоскость. Как заявил вчера на экстренно созванной пресс-конференции глава Сибирской угольной энергетической компании «Байкал-Уголь» (входит в МДМ) Олег Мисевра, глава «Русского угля» Вадим Варшавский предъявил ему ультиматум: либо МДМ уходит из проекта, либо г-н Мисевра будет арестован по подозрению в убийстве руководителя трейдерской компании «Росуглесбыт» (также входящей в МДМ) Ивана Карташова. Убийство произошло 11 августа, и, по информации газеты «Время новостей», у следствия еще нет подозреваемых. Г-н Мисевра утверждает, что, как и многие сотрудники группы, занимающиеся угольным бизнесом, проходит по этому уголовному делу в качестве свидетеля.

Связаться с Вадимом Варшавским нам вчера не удалось. В «Роснефти» и Межпромбанке отказались от комментариев, причем в банке подтвердили заинтересованность «Русского угля» в дальневосточных активах.

Борьба между «Байкал-Углем» и «Русским углем» на Дальнем Востоке ведется уже почти год. В январе Российский фонд федерального имущества (РФФИ) выставил на продажу принадлежащий ему пакет в 39% акций компании «Дальвостуголь», добывшей в минувшем году 2 млн т угля. Аукцион выиграла МДМ (она к тому времени уже аккумулировала около 30% акций предприятия) и должна была заплатить 30 млн долл., однако отказалась это сделать (мотивируя тем, что все активы оказались выведенными). Затем на предприятии была возбуждена процедура внешнего наблюдения (проходит под негласным контролем Межпромбанка, скупившего часть кредиторской задолженности), которая должна завершиться 4 декабря. В этот день решится судьба предприятия: либо оно будет обанкрочено (кредиторская задолженность составляет примерно 3 млрд руб., из них 80% бюджетные выплаты) и затем продано, либо этого не случится.

По мнению г-на Мисевры, «Русскому углю» выгодно, чтобы «Дальвостуголь» стал банкротом: тогда «Роснефть» и Межпромбанк смогут избавиться от конкурента и задешево получить хороший актив. Однако в этом случае в проигрыше окажется государство, утверждает глава «Байкал-Угля», так как уже подсчитано, что при введении банкротства «оно вернет лишь 7 копеек с каждого рубля задолженности». В планы правительства не входит банкротство дальневосточного угольного предприятия, утверждает он; об этом говорит тот факт, что еще в конце лета Михаил Касьянов распорядился передать бюджетную задолженность «Дальвостугля» из налоговой службы в Федеральную службу по финансовому оздоровлению. Но этого до сих пор не сделано, и глава правительства, как говорит г-н Мисевра, поручил налоговикам ускорить процесс. «У «Русского угля» и Межпромбанка, по моим данным, есть какая-то возможность контролировать задолженность «Дальвостугля» перед МНС, -- говорит г-н Мисевра, -- однако 3 декабря вступает в силу новая редакция закона «О банкротстве», и в соответствии с ней эта задолженность автоматически будет передана ФСФО. Именно с этим я связываю резкие шаги «Русского угля» и г-на Варшавского -- они хотят до 3 декабря обанкротить предприятие».

Ультиматум г-на Варшавского г-ну Мисевре, по словам последнего, был предъявлен по телефону «на языке понятий». Глава «Русского угля» якобы потребовал до 2 декабря придумать схему, в соответствии с которой его компании достанутся акции «Дальвостугля», принадлежащие структурам МДМ, и контроль над 10% кредиторской задолженности дальневосточного предприятия. «Он и раньше предлагал нам выйти из проекта, -- утверждает г-н Мисевра, -- в обмен на неучастие «Русского угля» в покупке «Приморскугля», однако мы отказывались, так как «Дальвостуголь» нам более интересен». Теперь же, если верить главе «Байкал-Угля», г-н Варшавский и стоящий за ним Межпромбанк собираются подключить прокуратуру и начать уголовное преследование. В частности, по информации г-на Мисевры, в скором времени прокуратура намерена вновь возобновить анекдотичное уголовное дело по обвинению его в хищении телевизора и тренажера с завода «Кузнецкие ферросплавы», руководителем которого он был в 2000 году. Сейчас юристы МДМ вместе с адвокатами г-на Мисевры готовят обращение в прокуратуру относительно заявлений г-на Варшавского.

История вокруг «Дальвостугля» напоминает менеджерам МДМ весенне-летние события вокруг «Славнефти». Помимо практически одинаковой тактики «захода» на предприятие, их, кстати, связывают два человека: Андрей Шторх, перешедший с поста вице-президента нефтекомпании на аналогичную должность в МДМ, и Дмитрий Конюшкевич, начальник отдела специальных проектов Межпромбанка. Последний в деле «Славнефти» представлял интересы ее миноритарного акционера Минияза Мингалиева, оспаривавшего легитимность отстранения от должности президента компании Михаила Гуцериева (который в последние дни руководства "Славнефтью" назначил своими заместителями представителей «Роснефти» и Межпромбанка). В «Дальвостугле» г-н Конюшкевич выступал от имени акционеров, запрещавших проведение внеочередного собрания акционеров, инициированного РФФИ, по вопросу о назначении гендиректора компании (исполняющий обязанности руководителя Александр Галанцев является выходцем из Межпромбанка, что, судя по всему, не устраивает РФФИ).

В истории со «Славнефтью» Межпромбанк не смог укрепить свои позиции. Удастся ли ему взять реванш на Дальнем Востоке, вопрос времени.

Николай ГОРЕЛОВ