Время новостей
     N°214, 20 ноября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.11.2002
Черный прилив
Гибель «Престижа» сокращает доходы нефтяников и провоцирует скандал в Европе
Одной причиной для возможного подорожания нефти стало больше. Танкер «Престиж» с грузом 73 000 тонн мазута вчера разломился надвое в 250 километрах от испанского побережья. Десятки километров побережья уже загрязнены мазутом, вылившимся из трюмов танкера, который с 6 ноября терпел бедствие. Пять буксиров пытались вчера оттащить обломки танкера еще дальше в открытое море. Глубина океана здесь достигает 4 километров, и если танкер быстро опуститься на дно, то из-за низкой температуры воды мазут в трюмах судна застынет. Тогда большая часть опасного груза надолго останется на дне Атлантики, а утечка ограничится несколькими тысячами тонн.

Но если у экологии Пиренейского полуострова еще остается небольшой шанс, то политические и экономические последствия катастрофы предотвратить уже вряд ли удастся. Непосредственным ее итогом, скорее всего, станет серьезное перевооружение нефтеналивного флота. Собственно, оно уже началось после катастрофы танкера «Эрика» у берегов Франции в 1999 году: с того времени стали постепенно вводить запрет на однокорпусные танкеры (судна без двойных бортов, при повреждении обшивки которых нефть немедленно выливается в воду). Сейчас в Европе уже запрещено использовать такие суда, построенные до 1982 года. Тот же однокорпусный «Престиж», построенный в 70-е, уже не имел права захода в испанские порты, и именно поэтому следовал в Гибралтар, не подчиняющийся пока единой Европе. А к 2015 году европейцы вообще хотели запретить эти устаревшие танкеры, и нынешняя катастрофа наверняка ускорит этот процесс. Скорее всего, будет создан международный регистр судов, в который войдут лишь самые надежные танкеры. Что повлечет за собой серьезное удорожание перевозок нефтепродуктов. Только за последнюю неделю, по данным нефтяного агентства Petroleum Argus, стоимость фрахта возросла на 60%, и эксперты агентства предсказывают продолжение такого роста, причем уже «в разы», до конца года. Правда, роста розничных цен на сами нефтепродукты, формируемые лишь спросом и предложением, эксперты не ожидают. И тогда главным экономическим последствием катастрофы станет сокращение прибыли нефтекомпаний и нефтетрейдеров от экспортной деятельности.

Но это еще далеко не все последствия. На глазах возникает и политический сценарий.

В Испании поднимается волна критики в адрес правительства, которое обвиняют в том, что оно слишком поздно начало операции по предотвращению катастрофы. Испанские власти утверждают, что танкер находится в зоне ответственности Португалии, португальцы в свою очередь это опровергают, а «черный прилив» тем времнем движится к пиренейским берегам. В Португалии вчера собралось экстренное заседание правительства, на котором министр обороны Пауло Порташ четко заявил, что танкер находится в экономической зоне ответственности Испании. Португальские власти связались с капитаном судна, запретив ему двигаться к берегам своей страны, хотя испанцы надеялись, что танкер может доползти до португальского порта.

В Лиссабоне также рады ветру, дующему в эти дни в сторону Испании, -- это еще одна гарантия, что пятно не доползет до Португалии. У португальцев есть еще один повод для тайного удовольствия: раньше португальские рынки были забиты дешевой испанской рыбой, а теперь появился официальный повод запретить испанским конкурентам поставлять рыбу на местные рынки. В целом же португальцы считают, что проблемой должна заниматься не отдельная страна, а весь Евросоюз, уж коль он существует. Кроме того, указанная зона -- это зона ответственности НАТО.

Скандал разрастается не только на Пиренеях. Французская «Монд» увидела чуть ли не международный заговор: «Греческий судовладелец под прикрытием либерийской компании, флаг Багамов, азиатский экипаж, технический и судоходный контроль осуществлялся в США и Франции, русский мазут, бездействие испанских и португальских властей...»Крупнейшие танкерные катастрофы
Название судна Год катастрофы Место катастрофы Разлив нефти (тыс. тонн)
Atlantic Empress 1979 Около 40 км к северу от побережья Венесуэлы 287
ABT Summer 1991 Атлантика, 700 морских миль к западу от Анголы 260
Castillo de Bellver 1983 Атлантика, недалеко от залива Салданья (ЮАР) 252
Amoco Cadiz 1978 У берегов Бретани (Франция) 223
Haven 1991 Генуя (Италия) 144
Odyssey 1988 Атлантика, 700 морских миль к востоку от Новой Шотландии (Канада) 132
Torrey Canyon 1967 О-ва Силли у берегов Великобритании 119
Urquiola 1976 Ла-Корунья, Испания 100
Hawaiian Patriot 1977 Тихий океан, 300 морских миль к западу от Гонолулу (Гавайи) 95
Independenta 1979 Пролив Босфор, Турция 95
Jakob Maersk 1975 Порту, Португалия 88
Braer 1993 Шетландские острова, Великобритания 85
Khark 5 1989 Атлантика, 120 морских миль к западу от Марокко 80
Aegean Sea 1992 Ла-Корунья, Испания 74
Sea Empress 1996 Порт Милфорд Хэйвен, Великобритания 72
Katina P. 1992 Неподалеку от порта Мапуту (Мозамбик) 72
Assimi 1983 Оманский залив, 55 морских миль от Маската, Оман 53
Metula 1974 Магелланов пролив 50
Wafra 1971 Рядом с мысом Агульяс (ЮАР) 40
Exxon Valdez 1989 У берегов Аляски, США 37


Катастрофа в Бискайском заливе не первая в этом регионе -- в двадцатку крупнейших катастроф за всю историю танкерного флота попали три «галисийско-португальских» случая. В 1976 году под Ла-Коруньей при аварии танкера Urquiola в море попало около 100 тыс. т нефти, годом раньше около португальского города Порту танкер Jakob Maersk вылил 88 тыс. т, а всего 10 лет назад у той же Ла-Коруньи потерпел крушение и разломился греческий Aegean Sea. В тот раз в галисийские воды вытекло 74 тыс. т нефти.

Однако ущерб не зависит напрямую от количества вылитых в океан нефтепродуктов. Например, после самой известной танкерной катастрофы, когда в 1989 году танкер Exxon Valdez потерпел крушение у берегов Аляски, затраты корпорации Exxon на сбор нефти, восстановление природы побережья и штрафы достигли астрономической суммы в 1,9 млрд долларов. При этом в море попало «всего» 37 тыс. т нефти. С другой стороны, после крупнейших катастроф -- таких, как столкновение греческого танкера Atlantic Empress и либерийского Aegean Captain у берегов Венесуэлы (разлито 287 тыс. т) -- выплаты были существенно меньше. А вот при наделавшей шуму в декабре 1999 года катастрофе танкера «Эрика» у берегов Бретани в море попало лишь 12 тыс. т нефти, но правительству Франции пришлось выделить для очистки побережья кредиты почти на 2 млрд долларов. И именно эта авария привела к тому, что Евросоюз задумался о введении новых стандартов перевозки нефти.

Российские корабли не внесли серьезного вклада в загрязнение моря. Большинство отечественных танкеров -- это старые мало- и среднетоннажные однокорпусные суда. За последние годы самой скандальной историей такого рода была катастрофа танкера «Находка» у берегов Японии 2 января 1997 года. Тогда вылилось около 6 тыс. т нефти, часть которой осела на западном побережье острова Хонсю. Выплата компенсаций закончилась лишь в этом году и превысила 200 млн долларов.Владимир ДЗАГУТО

Александр ЗДИТОВЕЦКИЙ, Лиссабон, Владимир ДЗАГУТО