Время новостей
     N°213, 19 ноября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.11.2002
Билетов в Россию нет
Литва поднимает новые вопросы по транзиту из Калининграда
Вчера начался официальный визит в Россию председателя сейма Литвы Артураса Паулаускаса. В программе -- встречи с председателем Госдумы Геннадием Селезневым, министром иностранных дел Игорем Ивановым, президентом Союза промышленников и предпринимателей Аркадием Вольским. Помимо общих вопросов политики, экономики и межпарламентского сотрудничества Паулаускас намерен обсудить ратификацию договоров о государственной границе и проблему транзита из Калининградской области.

Дело в том, что в Литве на договоренности, достигнутые на недавнем саммите Россия-ЕС по калининградской проблеме, отреагировали двояко. В целом принятое соглашение оценивается положительно. Вильнюс надеется, что оно ускорит ратификацию договора о литовско-российской границе и подписание договора о реадмиссии.

На сегодняшний день Россия не имеет соглашений о реадмиссии (о возвращении восвояси нелегальных эмигрантов, проникших на территорию других стран) ни с одним из государств мира. Техническим препятствием является свободный режим передвижения граждан, действующий на территории СНГ. По словам замминистра иностранных дел Литвы Эвалдаса Игнатавичюса, российской Думе придется принять договор с Литвой о реадмиссии не позже 1 июня будущего года, поскольку иначе выполнить брюссельские решения по Калининграду будет невозможно. Председатель думского комитета по международным делам Дмитрий Рогозин еще до встречи с Паулаускасом подтвердил, что эта дата является обязательной и крайней.

Однако практический аспект брюссельских соглашений в Вильнюсе оценивают осторожно и скептически. Тем более уже вчера произошли первые сбои: жители Калининграда, которые пришли на железнодорожный вокзал покупать билеты в центральную Россию на даты после Нового года, не смогли этого сделать по вине литовцев. Вильнюс попросил пересмотреть расписание поездов, мотивировав это необходимостью более долгого таможенного досмотра российских пассажиров, пересекающих литовскую территорию.

Бывший литовский премьер Андрюс Кубилюс считает, что Литва не должна брать каких-либо обязательств, пока не прояснятся детали: «Именно при выяснении технической стороны вопроса станет ясно, реально или нет выполнить принятое политическое решение». Как известно, в соглашении имеется два основных предложения: введение вместо виз упрощенных транзитных документов(УТД) и организация безвизовых скоростных железнодорожных составов. «Что значит заказать билеты и проверить списки в Литве? -- вопрошает г-н Андрюс Кубилюс. -- А если ошибки в фамилиях, если списки перепутали, если их подделали? Кто будет за все это отвечать? Кто и когда станет проверять 800--1000 паспортов в одном поезде?»

Кроме того, скоростной поезд стоит очень дорого. По оценке вице-министра иностранных дел Игнатавичюса, чтобы проложить линию для скоростного (120--150 км в час) состава, потребуется сотни миллионов, а то и миллиарды литов. Захотят ли налогоплательщики ЕС брать на себя такие расходы ради капризов России? Не проще ли будет вернуться к предложению Литвы: ввести многократные дешевые визы или электронные удостоверения личности? По брюссельским соглашениям Литва не тратит на эти новшества ни цента -- все расходы берет на себя Евросоюз.

Литва добилась гарантий присоединения к Евросоюзу в первом потоке, и это хорошо, отмечает Гедиминас Киркилас, полномочный представитель президента Литвы по вопросам Калининграда. Но как раз поэтому, считают в Вильнюсе, должен быть принят дополнительный протокол, позволяющий приостановить действие соглашения по Калининграду, если оно будет препятствовать будущему вступлению Литвы в ЕС.

Владимир СКРИПОВ, Вильнюс