Время новостей
     N°210, 14 ноября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.11.2002
Победы и беды Тома Уокиншоу
Хозяин «Эрроуза» нашел выход из тупика
Пятница, 15 ноября, станет для команд «Формулы-1» своеобразным моментом истины. Именно до этого срока Международная автомобильная федерация (ФИА) принимает заявки от команд на участие в чемпионате 2003 года. Все ли желающие смогут остаться в «Гран-при» и на следующий год? Уход целого ряда крупных инвесторов больно ударил по многим, но больше всего проблем остается у конюшни Тома Уокиншоу «Эрроуз».

По количеству порождаемых слухов в этом году «Эрроуз» прочно занял первое место. О многострадальной команде, пропустившей почти половину прошедшего сезона, писали ничуть не реже, чем о чемпионской «Феррари» или борьбе между «Маклареном» и «Уильямсом». Похоже, что хозяин «Эрроуза» Том Уокиншоу считает, что такая популярность его команды полезнее, чем прозябание на последних строчках итоговых протоколов тестов, тренировок, квалификаций и гонок.

Сам Уокиншоу никогда не скрывал, что считает «Формулу-1» лишь одним из направлений работы его компании TWR (Tom Walkinshaw Racing Group), оборот которой составляет несколько миллионов долларов в год. Его империя росла постепенно, круг за кругом осваивая все более престижные виды автоспорта. Начав свою карьеру с небольшого собственного гаража, Уокиншоу добился огромных успехов. В активе его TWR победы в ралли-рейдах «Париж--Дакар», чемпионские титулы в гонках спортпрототипов и на самых престижных 24-часовых марафонах в Ле-Мане и Дайтоне. В разные годы компания Уокиншоу разрабатывала и строила гоночные версии серийных автомобилей для BMW, «Ягуара», «Мазды», «Вольво», «Порше» и «Ниссана».

Успехи Уокиншоу не остались незамеченными: в начале 90-х Флавио Бриаторе приглашает его в «Бенеттон» на пост директора по инженерным вопросам. Именно с его именем связывают скорый взлет итальянской команды. Более того, утверждают, что именно Том посоветовал Бриаторе подписать контракт с Михаэлем Шумахером. Но роль наемного работника не соответствовала амбициям Уокиншоу. Он присматривается к разоряющимся командам. Первая попытка стать владельцем собственной конюшни окончилась неудачей -- Бриаторе перекупает «Лежье» раньше своего бывшего подчиненного. В 1996 году упрямый Том все-таки становится хозяином, заплатив за находившуюся в плачевном состоянии «Эрроуз» сущие гроши. И с этого момента Фортуна словно отворачивается от удачливого бизнесмена.

Все попытки вдохнуть жизнь в свое новое приобретение терпят крах. Чтобы сразу привлечь к команде внимание, Уокиншоу приглашает на роль призового пилота самого Дэмона Хилла. Но спонсоры не спешили давать деньги даже под имя чемпиона мира. В итоге с Хиллом, чья огромная зарплата съела большую часть годового бюджета, пришлось расстаться. Новый хозяин искал связи в финансовом мире, но большинство партнеров быстро выходили из игры. Среди них и некий африканский принц Малик Ибрагим, и наследник одной из богатейших семей Бразилии Педро Диниц, сам выступавший в «Формуле-1», и телекоммуникационная компания «Оранж», в цвета которой были выкрашены машины команды, и даже нефтяной гигант «Репсол». В конце концов у Уокиншоу остался один источник финансирования -- немецкая инвестиционная группа МГПЕ, принадлежащая Deutsche Bank. Но это был поистине неистощимый источник.

Не следует думать, что интересы Уокиншоу в этот период ограничивались только «Формулой-1». Оборотистый шотландец продвигал и другие проекты. Но и там его поджидали неудачи. Его отстранили от участия в реконструкции автодрома «Сильверстоун» с формулировкой «неэффективное использование средств». Закрылось и совместное предприятие с компанией «Вольво» -- построенный в Швеции завод, где производились купе С70, разработанные TWR. Уокиншоу хотел продать шведам подороже свою долю, но это привело к остановке производства. Была еще провальная попытка скупить через своего друга активы разорившейся команды Алена Проста. Даже организация «Гран-при России» и постройка автодрома в Нагатинской пойме, где он также успел засветиться, превратились в фарс.

Наконец в этом году грянул гром. В прессу просочились слухи о махинациях с активами «Эрроуза», принадлежащими МГПЕ. Уокиншоу попытался перевести большую часть средств на счета подставных фирм. Проверив отчетность, бухгалтера фонда обнаружили, что МГПЕ лишилась всех своих акций. Через суд им удалось наложить запрет на все операции с активами команды до выяснения обстоятельств разразившего скандала.

Проблемы множились как снежный ком. Попытки сбыть с рук команду (в числе возможных покупателей упоминались производитель прохладительных напитков «Ред Бул» и загадочный американский миллиардер) не удались. Иски со стороны многочисленных кредиторов сыпались со всех сторон, едва не поставив «Эрроуз» на грань банкротства. В июле, просрочив сроки платежей, команда осталась без моторов. К тому же с тонущего корабля разбежалась вся команда -- инженеры, механики, пилоты. Естественно, что покупателей на такой товар найти стало непросто.

Тем большее удивление вызвала появившаяся на этой неделе информация о фактической покупке команды компанией Asset Trust and Partners, выступающей от имени группы арабских инвесторов. Сделка была оформлена еще в конце октября, и теперь «Эрроуз» сможет подать в ФИА заявку на участие в чемпионате мира 2003 года в установленный срок и оплатить полагающийся взнос в размере 550 тысяч долларов. И что самое интересное, руководителем команды должен остаться Том Уокиншоу. Правда, и здесь не все гладко. По существующим правилам, если большинство владельцев конюшен признают, что «Эрроуз» на самом деле стал другой командой, то за участие в чемпионате новым хозяевам придется выложить уже 48 млн долларов. А это уже совсем другие деньги. Так что история о чудесном спасении вряд ли закончится завтра.

Дмитрий СИТНИК