Время новостей
     N°209, 13 ноября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.11.2002
Ожившие ведуты
Генуя восхищает прежде всего потому, что она материализовавшаяся фантазия гениального графика Пиранези. В памяти гигантские палаццо, в фундаментах которых пробиты скоростные тоннели; прокопченные стены улиц, гроты и водопады в дворцовых садах, горы, море и крики портовых грузчиков. Петербург, в принципе, тоже не «нормальный» город, а оживший, сделанный с помощью циркуля и астролябии чертеж. Точнее, архитектурный пейзаж, ведута. Пришла пора этим ведутам, Петербургу и Генуе, встретиться. В марте этого года в Палаццо Дукале открылась выставка живописи генуэзской школы из собрания Эрмитажа. Вчера в Эрмитаже открылась выставка живописи и рисунка XVI--XVIII веков из своего собрания, дополненная картинами и графикой из генуэзских музеев. Генуэзскую живопись в Росси собирали мало: маньеристический излом и омуты барочных перспектив пугали тех, чей вкус был воспитан изящной и благородной классикой. Тем интереснее оценить сегодня этот экзальтированный, на грани нервного срыва генуэзский стиль.

К открытию выставки приехала делегация Генуи во главе с заместителем мэра Альберто Гио. Были подписаны соглашения о сотрудничестве между двумя городами. Символично, что две ожившие ведуты, Генуя и Петербург, будут нести титул «культурной столицы Европы». Санкт-Петербург -- в 2003 году, Генуя -- в 2004-м.

Невыездные камни Парфенона

На днях получила продолжение тема реституции барельефов фриза Парфенона. Наша газета освещала тему в связи с выставкой «Афинский акрополь», прошедшей в апреле этого года в МУАР. Только что прошла встреча министра культуры Греции Эвангелоса Венизелоса с директором Британского музея Нилом Макгрегором. Результативной встречу можно назвать с трудом.

Напомним предысторию. Греческое правительство уже давно агитирует мир за то, чтобы Британский музей вернул мраморы, украшавшие Парфенон с V в. до н.э., и вывезенные затем дипломатом графом Элджиным (Элгиным) в 1801 году в Лондон. По мнению греков, барельефы Парфенона с изображением религиозной процессии Панафинейа в честь богини-покровительницы города Афины могли бы стать талисманом Олимпиады 2004 года, место проведения которой выбрана столица Греции. Даже строится музей Парфенона стоимостью 50 млн долларов. В нем планируют разместить еще не возвращенные рельефы. Честно говоря, шансов на их возвращение немного. Нил Макгрегор не без основания считает, что ворошить прошлое негоже, что Элджин не мародер, а спаситель культурного наследия. Не вывези он своевременно парфенонские фризы -- поди гадай, что с ними б стало. Грецию ведь контролировала Оттоманская империя. К тому же Макгрегор уверен, что вымышленное путешествие по странам света с экспонатами Британского музея куда круче реального. Хотя бы потому, что культурный контекст наваристей (столько шедевров на квадратный метр не сыщешь нигде) и вояж не стоит ни цента (с недавнего времени главные музеи Лондона не берут плату за вход).

Таким образом, несмотря на масштабную пиар-кампанию греков, на поддержку идеи реституции девяноста депутатов британского парламента и даже открытое письмо Ванессы Редгрейв, идею о том, что рельефы навсегда покинут Британский музей, сотрудники музея называют «полной чепухой». Судя по последней встрече министра культуры Греции с директором и сотрудниками Британского музея, речь может идти лишь о ротации второстепенных фондов, которые допустимо обменять, вывезти и выставить на обоюдовыгодной основе.

Сергей ХАЧАТУРОВ