Время новостей
     N°207, 11 ноября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.11.2002
КГБ по-американски
Как убить террориста, не уволив чекиста
Выступая на днях на своей первой пресс-конференции после промежуточных выборов, давших республиканцам большинство в обеих палатах конгресса, президент Буш заявил, что его первоочередной задачей будет проталкивание через сенат резолюции о создании нового министерства внутренней безопасности. В связи с изменившейся расстановкой сил в Вашингтоне сделать это ему будет легче, чем еще неделю назад.

Буш явился на пресс-конференцию триумфатором: республиканцы не только увеличили свое большинство в палате представителей, но и снова верховодят в сенате. Президент сразу взял быка за рога, призвав сенат уже на будущей неделе одобрить создание министерства внутренней безопасности.

Возражения вызывает не столько само министерство, которое должно объединить целый ряд прежде самостоятельных силовых ведомств, сколько намерение Белого дома отчасти лишить его персонал социальной защищенности, обычно положенной госслужащим, которых в США крайне трудно уволить. Администрация доказывает, что надо облегчить процедуру увольнения в министерстве, от слаженной работы которого будет зависеть безопасность миллионов людей.

Демократы, которых поддерживают профсоюзы США, настаивают, чтобы увольнения производились в обычном порядке. Из-за разногласий резолюция забуксовала в сенате, но теперь у республиканцев будет большинство, и Буш хочет им воспользоваться. Проблема в том, что сенат действует по древним правилам, в силу которых незначительному большинству очень трудно навязать меньшинству какую-то резолюцию.

Пока суд да дело, спецслужбы США исходят из постулата, что внутренняя безопасность начинается за границей, тем более что Буш официально объявил «Аль-Каиде» войну по всему миру. Американцы продолжают обсуждать операцию ЦРУ в Йемене, когда с беспилотного самолета-разведчика Predator была запущена ракета Hellfire с лазерным наведением, уничтожившая машину с видным членом «Аль-Каиды», бывшим охранником Бен Ладена (неким Аль-Хариси) и пятью его спутниками.

За Аль-Хариси, которого связывают с взрывом американского эсминца «Коул» на аденском рейде, следили несколько месяцев. Здесь сообщают, что в слежке участвовали и йеменские власти, с чьего благословения якобы был нанесен удар. Это важный момент для юристов, к которым в нынешней Америке прислушиваются так, как в прошлом -- к священнослужителям. Пока юридический консенсус таков, что если власти Йемена дали на операцию добро, то она не противоречит международному праву. Кроме того, сторонники администрации Буша говорят о том, что аль-каидовцы -- это вражеские солдаты на войне с террором и речь шла о военной операции, а не правоохранительной.

В США с середины 1970-х годов действует президентская директива, запрещающая целенаправленные покушения на иностранных политических лидеров. Юристы говорят, что никто из ехавших в машине не подпадал под эту категорию. Другие отмечают, что с 11 сентября запрет не относится к «Аль-Каиде». И, наконец, мол, уничтожение Аль-Хариси было актом самообороны, допускаемым уставом ООН, поскольку убитый организовал диверсию против корабля, в результате которой погибли 17 американских моряков. Однако критики считают, что родственники убитых имеют полное право подать в суд на американских чиновников, одобривших эту акцию.

Ракетный удар по Аль-Хариси создал «опасный прецедент», говорит Шериф Басьюни, профессор международного права из Чикаго: «Это ставит правительство на одну доску с террористами. Мы сдаем моральные позиции и начинаем валяться в той же грязи, что и террористы». Другие предупреждают, что если такая тактика сделается повсеместной, то американцы первыми от нее проиграют, потому что американских туристов и дипломатов легче подкараулить, чем террористов. На это возражают, что туристов и дипломатов подкарауливают и так, поэтому качественно сейчас вряд ли что изменится.

Масла в огонь подлило сообщение йеменских властей о том, что они обнаружили в сгоревшей машине оружие, мобильные телефоны и документы, из которых явствовало, что один из спутников Аль-Хариси, Ахмад Хиджази, был гражданином США. Он не родился в Америке, но жил здесь много лет. Внесудебная ликвидация американского гражданина подстегнет критиков операции, но в нынешней атмосфере их вряд ли услышат.

Американские силовики «в экстазе» и планируют широко использовать вооруженные ракетами самолеты Predator во время боевых действий в Ираке. Около месяца назад они начали патрулировать в южной запретной зоне Ирака и уже запустили три-четыре ракеты по наземным целям, в том числе по радарам ПВО.

В рамках всемирной борьбы с терроризмом Пентагон создает компьютерную систему, которая обеспечит беспрецедентный по масштабам сбор данных личного характера об отдельных людях. Некоторые детали проекта раскрыл его руководитель, вице-адмирал Джон Пойндекстер, который с января возглавил отдел «информационной осведомленности» в Управлении перспективных исследований (ДАРПА) министерства обороны США. Название проектируемой системы -- «Тотальная информационная осведомленность».

По данным газеты «Нью-Йорк таймс», футуристическая электронная сеть обеспечит разведслужбам и правоохранительным органам «мгновенный доступ к информации -- от посланий по электронной почте и сведений о телефонных разговорах до операций с кредитными картами, банковских трансакций и путевых документов -- без ордера на обыск». Прежде военные и разведывательные организации США не могли шпионить за американцами без чрезвычайной юридической санкции. Однако адмирал Пойндекстер настаивает, что теперь, в особенности после терактов 11 сентября прошлого года, правительству необходимы новые широкие полномочия по обработке, хранению и добыче самой подробной электронной информации.

Джон Пойндекстер был помощником президента Рейгана по национальной безопасности. В качестве одного из основных действующих лиц скандала «Ирангейт» в 1990 году он признан виновным в заговоре с целью сокрытия от конгресса правды о противозаконных операциях. Однако чуть позже обвинения были с него сняты на основаниях процедурного характера.


Владимир КОЗЛОВСКИЙ, Нью-Йорк