Время новостей
     N°206, 06 ноября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.11.2002
Телевизионное право
Милиция зачищает Москву от чеченцев, не ссылаясь на законы и инструкции
«Вы что, не смотрите телевизор?» -- эту мирную фразу в последние дни регулярно слышат московские чеченцы от московских же милиционеров. Чеченцы спрашивают, на каком основании сотрудники органов приходят к ним домой, уводят в отделение мужчин, снимают отпечатки пальцев, записывают особые приметы, фотографируют, измеряют рост и даже взвешивают. Никаких документов, объясняющих эти действия, милиционеры не предъявляют, ссылаясь исключительно на телевизор. Об этом на вчерашней пресс-конференции рассказали член совета правозащитного центра «Мемориал» Светлана Ганнушкина и Елена Буртина из комитета «Гражданское содействие». Именно в эти общественные организации жалуются живущие в Москве чеченцы.

Проблемы сегодня и у тех, кто живет без регистрации, и у тех, кто ее имеет. В доказательство этого тезиса правозащитники привели реальную историю семьи Гелогаевых, в московскую квартиру которых утром 25 октября пришли мужчины в штатском и в наручниках увели хозяина дома, имевшего все необходимые документы. Пока Марем Гелогаева бегала в милицию и писала заявление в прокуратуру, ее мужа на Петровке убеждали подписать заранее заготовленное признание в том, что он оказывал террористам финансовую и идейную поддержку. Алихан Гелогаев отказался. Под вечер его отпустили, взяв расписку, что в ГУВД он пришел сам и претензий не имеет.

Г-ну Гелогаеву повезло -- его жена позвонила на «Радио Свобода», и о задержании было сообщено в прямом эфире. В таких случаях, похоже, выручить может только гласность. На эту же мысль наводит история молодой женщины Аэлиты Шидаевой, работавшей в кафе у метро «Марьино». По словам правозащитников, ее забрали в ОВД «Марьинский парк», где запугивали семь часов подряд, требуя признаться в связях с террористами. Ей не дали позвонить матери, но свидетели ареста подсказали той, где искать дочь. Мать Аэлиты, учительница русского языка, позвонила на радио «Эхо Москвы», подняла на ноги известного адвоката Абдуллу Хамзаева и депутата Асламбека Аслаханова. Видимо, звонки с «Эха Москвы» и из редакции The New York Times помогли -- ночью Аэлиту отпустили.

Правозащитники считают, что, несмотря на распоряжение властей, сотрудники правоохранительных органов откровенно выживают чеченцев из Москвы. Светлана Ганнушкина рассказала, что некоторые ее коллеги, регистрировавшие на своих квартирах семьи чеченских беженцев, сейчас не могут продлить регистрацию. В милиции говорят (не ссылаясь ни на какие документы), что кавказцы в Москве зарегистрированы быть не могут, а если и могут, то максимум на десять дней.

Анастасия НАРЫШКИНА