Время новостей
     N°205, 05 ноября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.11.2002
Министерства путей сообщения больше не будет
Правда, ждать этого придется долго
Минтранс намерен подчинить себе остатки МПС после того, как министерство потеряет хозяйственные функции в результате создания АО «Российские железные дороги». Об этом заявил вчера министр транспорта Сергей Франк, отвечая на вопрос корреспондента газеты «Время новостей».

По словам г-на Франка, «появление единого транспортного ведомства неизбежно», на что указывает «лучший международный опыт». Министр уверен в том, что у единой транспортной системы России должен быть соответственно и единый центр. «Управление единой транспортной системой из двух штабов может привести к осложнениям», -- сказал г-н Франк.

На начальных этапах подготовки и обсуждения программы структурной реформы на железнодорожном транспорте (она утверждена постановлением кабинета министров 18 мая 2001 года), да и в более позднее время, официальные лица твердо заявляли, что МПС вольется в структуру Минтранса в качестве отдельного департамента. Долгое время эта тема оставалась в тени. Все внимание было направлено собственно на реформу, в частности, на то, что будет представлять собой АО «РЖД», как обеспечить равный доступ на рынок железнодорожных перевозок независимых операторов и т.д. Однако несколько недель назад руководство МПС заявило, что хочет сохранить министерство после создания АО «РЖД». Окончательно позиция железнодорожников была оформлена в конце октября на заседании ведомственного штаба реформирования отрасли, где была представлена структура послереформенного министерства. Так, по убеждению руководства МПС, оно должно состоять из 14 самостоятельных структурных подразделений, в числе которых 6 департаментов, 4 управления и 4 самостоятельных отдела. Помимо министра руководить ведомством должны 4 заместителя министра, в том числе один первый заместитель. Общее количество сотрудников МПС, как предлагают в министерстве, должно составить не более 295 человек. Это в три раза меньше сегодняшней предельной численности (948 человек) и в 2 раза меньше существующего штата (652 человека). Кроме того, по задумке МПС, в структуре министерства будет функционировать 7 региональных управлений со штаб-квартирами в федеральных округах. Их общая численность -- 310 человек.

Впрочем, советник главы МПС Константин Пашков не видит противоречий между заявлениями г-на Франка и деятельностью штаба реформирования МПС. По его словам, рано или поздно в России все равно будет создано единое транспортное министерство. Однако, как убежден г-н Пашков, МПС должно сохраниться еще по меньшей мере в течение нескольких месяцев или года после создания АО «РЖД» для того, чтобы реформа отрасли «не осталась без мозгового центра». «Этого нельзя допустить, поскольку значение отрасли для страны гигантское. Достаточно сказать, что она второй после «Газпрома» плательщик в бюджет», -- сказал советник Геннадия Фадеева.

Г-н Франк также считает, что создание единого транспортного ведомства -- «вопрос времени и тактики». «Первостепенное значение имеет сама реформа железнодорожного транспорта. Если все будет делаться правильно, то проблема МПС на каком-то этапе утрясется сама собой. Организация работы органов государственного управления на транспорте не самая сложная задача», -- сказал министр.

Если до конца года парламент и президент утвердят пакет законопроектов о реформировании железнодорожного транспорта, то новое АО появится на свет в первом полугодии 2003-го. Сейчас эти четыре законопроекта находятся в Госдуме на стадии подготовки ко второму чтению, которое запланировано на конец ноября. Так что основная борьба за остатки МПС развернется уже в будущем году.

Михаил ВОРОБЬЕВ