Время новостей
     N°204, 04 ноября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.11.2002
Новый лидер проблем Китая не решит
XVI съезд КПК не сможет кардинально изменить направление будущего развития китайского общества. При этом не важно, каким образом будет передана эстафета власти в руки руководителей четвертого поколения.

Дело в том, что в Китае сила системы куда больше, чем сила индивида. Во второй половине 90-х годов в стране сложился союз трех элит - политической, экономической и интеллектуальной, который оказывает определяющее влияние на выбор государственной политики. «Тройное представительство» и речь Цзян Цзэминя от 1 июля 2001 года - это не более чем попытка прояснить и поставить в институциональные рамки общественную ситуацию, в которой влиятельные группы «берут в плен государство». Любому преемнику Цзян Цзэминя нужно будет опираться на сложившуюся основу власти. Ему придется смириться с имеющимся механизмом распределения выгод, созданным властными группами за счет простого народа, а также с выросшим на этой основе альянсом рыночной экономики с жестким централизованным управлением.

Говоря образно, «лед в метр толщиной образуется не за один морозный день» - нынешняя кризисная обстановка имеет давние корни. Возможности каждого последующего поколения руководителей были слабее, чем у предыдущего, проблемы же становились все серьезнее.

Постоянное латание дыр привело к исчерпанию ресурсов - наиболее явно это проявилось в чрезвычайной нагрузке на экологию, превращении рынка акций в огромное казино и безудержной эмиссии государственных облигаций. При суммарном подсчете различных видов долговых обязательств государственный долг Китая составляет 12,8 трлн юаней (1,5 трлн долл.), что составляет 140 процентов годового ВВП, тогда как все госимущество стоит 9 трлн юаней (чуть более 1 трлн долл.). Если бы не постоянный приток иностранных инвестиций, компенсирующий отток капитала за границу и поддерживающий экономический рост, в Китае уже давно разразился бы финансовый кризис.

После событий на площади Тяньаньмэнь власти в зародыше подавляют организованные силы сопротивления в среде народа, используя при этом политическое давление и тайную полицию. Внутри правящей группы для контроля над чиновниками используется такая зацепка, как борьба с коррупцией. Была избрана новая стратегия в области идеологии, усилен контроль за общественной сферой, путем «покупки» и «подавления» ликвидируются оппозиционные настроения среди интеллектуальной элиты.

Все это дало возможность успешно поддерживать общественную стабильность в течение небольшого промежутка времени. Однако общественная стабильность должна опираться на три главные силы: здоровую окружающую среду, общественную мораль и политическую сплоченность.

Окружающая природная среда является основой существования нации. Однако основа существования Китая приблизилась к опасной черте - людям угрожает загрязнение воды и воздуха, города заполняются твердыми отходами, растет химическое загрязнение, площадь пустынь достигла 38 процентов территории страны. Хищнические разработки недр привели к тому, что коэффициент рационального использования ресурсов крайне низок, а расход ресурсов очень большой: в Китае на единицу валовой национальной продукции ресурсов тратится в два-четыре раза больше, чем в развитых странах, но лишь треть вложенного сырья превращается в продукцию.

Общественная мораль выступает в качестве важной силы общественной целостности, она играет в повседневной жизни еще большую роль, чем закон, поскольку предоставляет базовые критерии определения истины и лжи, задает нормы человеческого поведения. В Китае нарушения общественного морального порядка достигли небывало серьезного размаха, источник ситуации можно проследить к политическим верхам. Поведение низших властей зачастую граничит с хулиганством и, по сути, мало отличается от действий мафии. Тяга к силовым методам решения проблем у властей и среди народа развиваются рука об руку.

Сейчас в Китае есть лишь одна политическая упорядочивающая сила, способная задавать правовые и институциональные ограничения, - это власть компартии. Некоторые аналитики считают, что китайское правительство имеет все возможности, чтобы обеспечить долгосрочный контроль над ситуацией, сохранив стабильность в обществе. Это заключение строится на оценке китайского правительства как высокоэффективной и сплоченной «пожарной команды», которая много вкладывает в «противопожарные объекты» - такие, как контроль над общественным мнением, политическое давление, - и «систему безопасности», образованную из специальных сил полиции и органов госбезопасности. Сама по себе смена лидера имеющихся проблем Китая не решит.

Чэн СЯОНУН - главный редактор журнала «Исследования современного Китая» (Принстон, США)