Время новостей
     N°203, 01 ноября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.11.2002
«Мы должны получить от КНДР внятные ответы»
В Корее «глушат» телефоны российских железнодорожников
Для финансирования российско-корейского железнодорожного проекта целесообразно создать международный консорциум, заявил вчера глава МПС Геннадий Фадеев, находясь с визитом в КНДР. Основные затраты пойдут на реконструкцию железных дорог республики. Чтобы вывести на уровень мировых стандартов Транскорейскую магистраль протяженностью около 700 км, по предварительным расчетам, потребуется свыше 2 млрд долл., сообщил министр. России трудно выделить такие средства, поэтому необходимо привлекать к проекту иностранных инвесторов. Законодательство КНДР допускает создание консорциума. Наиболее вероятными его участниками помимо России, КНДР и Республики Корея могут быть Япония и Китай. Леонид МАРЧЕНКО, начальник дирекции по строительству железнодорожных объектов МПС, прокомментировал газете «Время новостей» ход переговоров с представителями КНДР.

-- Леонид Николаевич, в настоящее время в Пхеньяне проходит совещание российских и корейских железнодорожников, тема одна -- реконструкция Транскорейской магистрали. Может ли оно кардинально изменить современное положение дел?

-- Наши предложения касаются условий реконструкции северокорейского участка с выходом на Транссиб. Хотя у нас были давние наработки, мы провели обследование этой территории, все изучили и передали сейчас документы КНДР. В основном это технические предложения: где будут находиться базы российских строителей, как будет организована их работа.

-- Почему отправляете по факсу необходимые бумаги?

-- Другой связи просто нет. Члены нашей делегации позвонили нам из Пхеньяна по спутниковому телефону и попросили срочно представить документы. Когда я был с визитом в КНДР, работать было очень сложно. Имея несколько источников связи, мы не могли дозвониться до России. Спутниковые и мобильные телефоны глушились. Мы могли позвонить только один раз, после этого канал вычислялся и перекрывался спецслужбами КНДР.

-- Существуют ли технические решения о реконструкции Транскорейской магистрали?

-- Пока у нас есть определенные решения и не в полном объеме ТЭО. Чтобы начинать работу, нужно иметь утвержденную документацию, хотя бы в объеме ТЭО. В КНДР необходима реконструкция значительного количества тоннелей, искусственных сооружений и замена верхних строений пути. Наша сторона предложила три варианта: переход на российскую колею в 1520 мм, сооружение совмещенной колеи российского и международного стандарта (1435 мм), использование колеи международного стандарта. Последний вариант для нас самый интересный, так как он дешевле первых в среднем на 30%. Стоимость этого проекта, по оценкам специалистов, равна 2,3--2,7 млрд долларов, срок реализации пять лет. МПС готово взять на себя финансирование подготовки ТЭО реконструкции Транскорейской магистрали. Кроме того, нам надо решить, на какой тяге -- электрической или тепловой -- будет основано движение по магистрали. Сегодня там есть только электрифицированная линия, но при той электрификации наш подвижной состав пойти не сможет.

-- Кто будет финансировать стройку?

-- МПС без привлечения инвестиций не обойтись. Деньги может выделить Южная Корея, заинтересованная в экономическом сближении с соседом. Выгодно вкладывать деньги и Японии. А вот Китай определенно денег на строительство не даст.

-- Почему Китай дистанцируется от этого проекта?

-- У КНР есть свой проект, который они весьма активно разрабатывают.

-- Целесообразно ли, на ваш взгляд, участие Японии в этом проекте?

-- Предполагается, что значительный объем грузов пойдет через порт Пусан именно из Японии. Поэтому я считаю, что она максимально заинтересована инвестировать в проект реконструкции Транскорейской магистрали.

-- Возможно ли, что с января 2003 года начнутся первые строительные работы на магистрали, ведь сегодня мы активно восстанавливаем прилегающие к Хасану участки железной дороги.

-- Пока все в стадии разговоров, инвестиции МПС для ведения реконструкции линии Барановская--Хасан есть, но сейчас там никакой реконструкции не производится. Хотя существующую нагрузку сегодня линия выдерживает, реконструкция необходима, чтобы повысить скорость движения поездов под будущий поток грузов.

-- Насколько политизированы все эти переговоры, в том числе и проходящие ныне в Пхеньяне с участием руководства МПС?

-- Южная Корея дала гарантии, что грузы пойдут через КНДР в Россию, но Пхеньян не может до сих пор принять решения, будет ли транзит по территории Северной Кореи. Когда в КНДР мы задали вопрос высшим функционерам о том, пойдет ли все через Транссиб, Дальний Восток, они определенного ответа не дали. Теперь мы должны получить внятные ответы. Там ведь есть восточное побережье и западное. Мы лоббируем восточный вариант, чтобы выйти на Транссиб по Хасану. Если пойдет по западному побережью, то это большая вероятность выхода на КНР через Синеджу.

Беседовал Максим ГЛАДКИЙ, Хабаровск