Время новостей
     N°202, 31 октября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  31.10.2002
Сомову пришло время желтеть
В Третьяковской галерее открылась выставка спасенных от угрыза и засида
Вернисаж назывался «Новая жизнь рисунков старых мастеров». В зале выставок графики ГТГ (старое здание в Лаврушинском) от количества вальсирующих вокруг тебя шедевров начиналось легкое головокружение. Тут вам и «Натурщица» Александра Иванова, и «Европа» Валентина Серова, и «Гуляющие в парке» Якулова, и Врубель собственной персоной, и «Венера» Петрова-Водкина, и великолепное дворянское собрание на пастелях Барду, и даже «Билибошка» Натальи Гончаровой. Но шедевры на выставке -- гости, а точнее -- выписавшиеся больные, нарушившие свой санаторный режим ради того, чтобы засвидетельствовать почтение гениальным лечащим врачам -- сотрудникам отдела научной реставрации графики Третьяковской галереи. Отдел был создан в 1950 году. Первым в истории галереи реставратором графики стала Елена Николаевна Дивова. Ее феноменальные способности возрождать к жизни безнадежные, казалось, графические листы таинственным образом передаются из поколения в поколение магистров артреанимации. Среди «магистров высшей категории» Алина Тейс, Раиса Пучкова, Ирина Быкова, Ирина Воронина, Инна Соловова. Собранные в каждом зале шедевры чествуют своего реставратора. К каждой работе приложена фотодокументация «как это делалось».

Знаете ли вы, что такое «мушиный засид»? «Лисьи пятна» вам знакомы? А ведь именно они могут привести к тому, что доставшийся вам от прабабушки акварельный портрет прапрадедушки в один прекрасный день рассыплется в прах. Навсегда и безвозвратно. «Мушиный засид», «Лисьи пятна» на профессиональном сленге означают симптомы бумажной болезни (засид -- точки-какашки насекомых, пятна -- рыжее окисление бумаги при повышенной влажности). Их реставратор должен вовремя найти и обезвредить. На каждую поступившую вещь заводится реставрационный паспорт, в котором написано, что с вещами было, что стало, а чего быть не должно. Работавший в ГТГ профессор МГУ Михаил Алленов вспоминает: «Паспорта писал я так: в правом верхнем углу мы видим мушиный засид, в левом нижнем -- мышиный угрыз».

О специфике и проблемах реставрации графики обозревателю газеты Сергею ХАЧАТУРОВУ рассказали старший научный сотрудник отдела графики XVIII -- начала XX века Ирина ШУМАНОВА и заместитель заведующего отделом научной реставрации графики XVIII -- XX веков Ирина БЫКОВА.

Ирина Шуманова: -- Графика гораздо больше, чем живопись, подвержена действию времени. Основой является бумага или картон. В состав бумаги входит легнин (целлюлоза). Хорошая бумага -- мало легнина. Плохая бумага -- много легнина. Легнин с течением времени желтеет, разрушает бумагу. Она меняет свой цвет, разрушается ее структура и происходит отслоение краски от основы. Вылезают белила. Они становятся синими. В принципе старая графика (до начала XX века) была на хорошей бумаге.

-- Получается, старая графика во многих случаях сохранилась лучше новой. Чем же объяснить этот парадокс?

Ирина Быкова: -- Более пренебрежительным отношением художников нового времени к технологии творчества. Тут многое еще зависит от темперамента мастера. Вот Александр Бенуа всегда работал на хорошей бумаге. А Константин Сомов, казалось бы, такой эстет, рисовал на очень плохой бумаге. Ему пришло время желтеть. Как «ему» исполнилось сто лет -- сразу пожух. Илья Ефимович Репин, например, скупился на материал. Тоже рисовал на скверной бумаге. Некоторые его графически вещи даже не поддаются восстановлению. А Врубель, импульсивный человек, о материале часто вообще не думал. Запросто вырезал какие-то фрагменты своих работ. Потом новые наклеивал. Делал красочные коллажи.

-- Как лечат бумагу?

И.Ш.: -- При помощи мучного пшеничного клея восстанавливают свойство бумаги. Когда возвращается свойство бумаги, возвращается свойство краски. Больная бумага съедает краску. Изображение проявляется на обороте листа как негатив.

И.Б.: -- Всегда важен вопрос качества и уровня реставрации. При ближайшем рассмотрении работа реставратора должна быть видна. Если лист тонируется, то так, чтобы можно было отличать авторскую живопись от вмешательства реставраторов. Если вы встанете под углом к листу и увидите рельеф бумаги, вам откроется история жизни данного произведения, его биография. Вообще русская школа реставрации существует согласно трем принципам: минимальное вмешательство в авторскую технику (идеальная реставрация -- консервация), обратимость реставрации, использование натуральных материалов.

-- Что значит «обратимость»?

И.Ш.: -- То, что можно без ущерба произведению впоследствии снять (те же тонировки, например) и провести «лечение» на новом уровне.

Сергей ХАЧАТУРОВ