Время новостей
     N°202, 31 октября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  31.10.2002
Пух и прах
«Четыре пера» на столичных экранах
Если бы в 1884 году наглядная агитация уже существовала в привычных для нас формах, знаковым героем для патриотических постеров британского воениздата стал бы не кто иной, как Гарри Фивершем. Лейтенант Камберлендского полка ее величества, потомственный военный, игрок в регби и счастливый жених очаровательной мисс Этни. Прямо накануне долгожданной свадьбы Фивершем узнает, что его полк отправляют в Северную Африку, а именно в Судан, где мятежный араб Мухаммад Ахмед отчаянно пытается избавиться от бремени белых. Гарри подает в отставку -- и от него отрекается отец, а три лучших друга присылают ему конверты с белыми перьями -- символом презрения к трусости. Четвертое перо отсылает ему невеста. Чуть позже отвергнутый, покинутый и презираемый Гарри получает известие о том, что его товарищи в далеком Судане попали в нешуточный ощип. Тогда, переодевшись арабом, на свой собственный страх и риск Фивершем отправляется в долгое и опасное путешествие. День-ночь, день-ночь -- он идет по Африке, чтобы спасти друзей, а попутно разобраться в терзающих его сомнениях по поводу собственной натуры.

В фильме индийца Шехара Капура -- автора незабываемого потешного кинокомикса «Мистер Индия», серьезной и мрачной «Королевы бандитов» и, наконец, многими боготворимой костюмной «Елизаветы» -- есть все, что нужно для картины такого рода. Великосветские балы и атаки легкой бригады, улюлюкающие всадники-арабы и ружья, которые англичане хоть кирпичом и не чистят, но все равно вынуждены перезаряжать после каждого залпа, звон кандальных цепей и гортанные крики погонщиков верблюдов -- в общем, полный ассортимент любой лавочки под вывеской «Колониальные товары». Солидный восьмидесятимиллионный бюджет позволил воссоздать отживающую свое Британскую империю и мятежную Африку во всей широкоэкранной красе, но в американском прокате фильм провалился, не собрав и четвертой части этой внушительной суммы. Проще говоря, провалился с оглушительным треском. Но, пожалуй, это не тот случай, когда можно сетовать на ограниченность заокеанского обывателя, в очередной раз не прочувствовавшего всей значимости происходящего на экране. «Четыре пера» -- фильм и в самом деле довольно скучный. Чтобы полюбить его по-настоящему, нужно либо обожать Хита Леджера (Гарри) и Уэса Бентли (его друг и некогда однополчанин Джек), либо быть настолько неиспорченным постмодерном и прочими культурологическими ересями последнего времени, чтобы на полном серьезе видеть в истории Гарри метафору происходящих в угасающей империи перемен. Зрителям же, не обладающим ни тем ни другим похвальным свойством, приходится долго (и временами, чего греха таить, не без отвлеченного удовольствия) наблюдать за этаким «Суданским цирюльником» в ожидании обещанной рекламным роликом кульминационной резни в пустыне. Но когда дело доходит до мясорубки, приходится признать, что она не идет ни в какое сравнение не только с похожим прологом «Мумии», но даже и с вандаммовским «Легионером», где схватки в аналогичных обстоятельствах места и времени производили куда большее впечатление. Подход этот, конечно, упрощенный, но от него решительно никуда не деться. Ну неинтересно, и все тут. Как не убеждай себя в том, что происходящее -- вовсе не костюмное занудство, а возврат к традициям нравоучительного приключенческого кино, которое сейчас смотрится на ура. Возможно, лет через пятьдесят и фильм Капура будет смотреться соответственно. А пока имеет смысл отдать предпочтение чему-нибудь куда более скоропортящемуся, но зато вкусному. Без консервантов.

Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ