Время новостей
     N°157, 30 октября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.10.2000
Украинское соло
Киев между Востоком и Западом
Пока Европа и Россия обсуждают планы строительства нового газопровода в обход Украины, настоящие страсти разгорелись вокруг «старой» магистрали, той самой, по которой вот уже 20 лет, со времен исторической сделки «газ -- трубы», поступает на Запад сибирское «голубое золото». Украина, которой после распада СССР достался ключевой транзитный участок, оказалась в центре сложной геополитической игры с участием России, Евросоюза и США.

На первый взгляд, Россия, которая почти десять лет борется за контроль над украинской трубой, сегодня близка к успеху как никогда. Ставшая реальной угроза строительства обходной магистрали через Польшу вызвала замешательство Киева, и Леонид Кучма дал словесные авансы российскому коллеге (Москве якобы обещано льготное участие в приватизации газопровода в обмен на долговые и ценовые уступки). Однако будут ли они реализованы, это еще вопрос. Слишком уж много конкурентов.

Хотя украинский премьер Виктор Ющенко заявляет о «совместной эксплуатации трубопровода с Россией и Европой», это еще не означает, что в числе соперников Москвы не будет США. Американская администрация уже несколько лет лоббирует интересы транснациональной корпорации Shell. В 1996 году претензии Shell вызвали бурную реакцию украинского парламента, который запретил приватизацию трубы. Теперь компания предлагает другой вариант: концессия на 40 лет (предполагалось, что Shell будет передан контрольный пакет акций, а «Газпром» получит не более 30%). Кстати, меморандум МВФ за 1999 год предусматривает проведение конкурса по передаче украинских газопроводов в управление. О том, что Вашингтон не собирается просто наблюдать за тем, как Россия и Европа станут делить украинский газопровод, свидетельствует и заявление нового посла США на Украине Карлоса Паскуаля. Он назвал «приватизацию энергетических систем и рациональное управление транзитными газотранспортными сетями» одним из американских приоритетов. Проводником интересов США в Киеве считают премьера Ющенко, убежденного противника приватизации газопровода и сторонника передачи его в концессию.

Потенциальные европейские партнеры России также не прочь выжать для себя максимум возможного. Украину явно стараются подтолкнуть к приватизации трубопровода. Так, представитель генеральной дирекции компании Gas de France Серж Бувье в интервью одной из украинских газет не исключил, что ЕС откажется от идеи обходного газопровода в случае приватизации украинского с участием западных компаний, однако Украина должна снизить его стоимость и урегулировать в законодательном порядке вопросы долгов и вывоза прибыли. Вариант концессии г-н Бувье не одобряет, поскольку он может быть использован лишь в странах с развитой законодательной базой. Недавний арест в Германии народного депутата Жердицкого, обвиняемого в махинациях с деньгами остарбайтеров, в Киеве тоже связывают с борьбой вокруг газопровода. Когда выделялись эти деньги, Ющенко занимал пост главы Нацбанка, и скандал с Жердицким можно использовать для давления на проамерикански настроенного премьера.

Тем не менее позиция Киева по части приватизации трубы остается неясна. Заявление Путина по результатам сочинской встречи Леонид Кучма публично не подтвердил. Несколько дней спустя в ответ на реплику посла России в Киеве Абоимова, высказавшего готовность россиян вкладывать средства в приватизацию газотранспортной системы, дипломатично промолчал и спикер Рады Иван Плющ. Взять на себя ответственность за такое решение было бы политическим самоубийством (обвинение в «распродаже Родины» обеспечено), поэтому велик соблазн переложить исполнение задуманного на плечи Виктора Ющенко, заодно «закопав» опасного конкурента на будущих президентских выборах.

Сам Ющенко всегда был сторонником концессии. На недавней встрече с фракцией «Возрождение регионов», объединяющей влиятельных газотрейдеров, он заявил, что «украинская собственность» и контроль над трубой являются «безоткатной позицией» правительства. В интервью The Financial Times пару дней спустя он уже сделал оговорку: мол, возможна «приватизация услуг по транзиту газа». Но Ющенко вряд ли захочет становиться политическим камикадзе, поэтому правительство более всего заинтересовано в концессии. В частности, министр топлива и энергетики Сергей Ермилов уже заявил, что приватизация пока «не имеет достаточного экономического обоснования».

Премьер тоже не сдается. На днях он пытался доказать полякам, что не стоит соглашаться на магистраль в обход Украины. По неофициальным данным, взамен он предложил Варшаве часть акций нефтепровода Одесса--Броды, который близок к завершению. Ющенко не оставил надежды уговорить и ЕС отказаться от проекта «Газпрома». Вместо этого он предлагает поддержать проект Торжок--Долина, который позволяет увеличить пропускную способность украинского газопровода.

В любом случае главный раунд геополитической игры развернется вокруг того, кто получит (в собственность или концессию) контрольный пакет газотранспортной системы. Ведь в руках у того, кто реально будет контролировать Украину (а хозяину трубы в Киеве будет принадлежать решающее слово), окажется ключ от постсоветских просторов. Попади магистраль в руки американских компаний, контроль над центрально-азиатскими и закавказскими ресурсами остался бы у Вашингтона на десятки лет. А вместе с ним и контроль над энергоснабжением Европы, ведь на Украину в той или иной степени завязаны практически все крупные энергетические проекты XXI века, будь то поставки туркменского газа или каспийской нефти.

В американских схемах Украина, обладающая солидным экономическим потенциалом, всегда рассматривалась как противовес российскому влиянию. Помимо металлургических предприятий здесь сконцентрированы крупнейшие мощности по производству труб, которые, как заявила вице-премьер Юлия Тимошенко, Киев мог бы использовать для строительства альтернативного газопровода из Туркмении. Этот далекий от реализации проект представляет потенциальную опасность для России, которая рано или поздно может приобрести «энергетических» конкурентов в лице центрально-азиатских республик и потерять былое влияние в странах СНГ, всецело зависящих сегодня от ее топлива. В случае же приватизации украинской трубы в пользу России амбиции Киева по части строительства туркменского газопровода становятся утопией: последний экономически рентабелен лишь в том случае, если будет присоединен к магистральной украинской «экспортной» трубе. Иными словами, как только контрольный пакет украинских акций попадет в руки России, Западу придется распрощаться с планами ослабления ее влияния на постсоветском пространстве.

Результатом сложного торга мог бы стать компромисс такого, например, рода: Россия получает-таки обходной трубопровод, а Запад -- контроль над старой трубой. Впрочем, Москва может попытаться обойти Запад, пойдя на «полутеневую» сделку с Леонидом Кучмой, основанную на устных договоренностях или секретных протоколах. В прессу уже просочилась информация о намерениях России продавать Украине топливо за полцены, списывая остальное в счет будущего долга за трубу, и засчитывать «грехи» коммерческих компаний в счет государственного долга. Но тут Россию могут элементарно «кинуть». Недавний пример -- «газпромовки», долговые обязательства Украины, под которые Россия так и не смогла получить обещанное имущество. Не исключено, что, объявив такие «ценные бумаги» недействительными, Украина предложит России купить свою трубу вторично. Уже за деньги.

Светлана СТЕПАНЕНКО, Киев