Время новостей
     N°157, 30 октября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.10.2000
Программа милосердия
В ближайшее время на подпись президенту ляжет Федеральная программа по вопросам помилования на 2000--2004 гг. Ее проект обсуждался в конце минувшей недели на специальной конференции, прошедшей в Великом Новгороде. Помимо отечественных юристов, чиновников и общественных деятелей в ней приняли участие представители различных стран, а также Совета Европы, который и был спонсором этого мероприятия.

За последнее время число помилованных в России резко увеличилось. В прошлом году глава государства помиловал 14 тысяч человек. Примерно столько же будет и к концу этого года. Усилиями президентской Комиссии по помилованию были полностью освобождены камеры смертников.

Но ситуация может измениться. По крайней мере помилованных может стать меньше. Так, в ходе конференции высказывалось мнение о том, что при смягчении наказания можно говорить о нарушении прав пострадавших от деяний преступника, например, жертв или их родственников. Предлагалось, в частности, спрашивать их мнение перед помилованием, как это делается в Испании, или дать им возможность обжаловать у президента указ о помиловании. Кстати, в делах кандидатов на президентскую «амнистию» встречаются письма жертв, требующих, чтобы преступнику не смягчали наказание.

«Отношение к нашей деятельности в обществе неоднозначное», -- говорит председатель Комиссии по помилованию Анатолий Приставкин. Он считает, что это неудивительно: «С советских времен сохранилось представление, что преступление должно караться как можно суровее. В те времена само слово «милосердие» тщательно вымарывалось из всех текстов. Показательно, что сегодня все чаще говорят о том, что необходимо снова начать расстреливать. Для того чтобы изменить отношение общества к милосердию, и нужна эта программа. Она будет носить в основном просветительский характер и предусматривать комплекс мер, которые позволят рассказать людям о том, что такое помилование, почему оно необходимо, почему Россия отказалась от расстрелов».

Филипп СТЕРКИН