Время новостей
     N°197, 24 октября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.10.2002
Анвар Шамузафаров: «Все боятся говорить правду о ЖКХ»
Сегодня депутаты Госдумы планировали рассмотреть в новой редакции статью 15 закона «О федеральной жилищной политике», внесенную Госстроем России. Как считают в этом ведомстве, только приняв такую поправку, можно улучшить финансирование подготовки коммунального хозяйства страны к зиме. Однако до конца вчерашнего дня было неясно, состоится ли обсуждение в парламенте: лидер фракции ОВР Вячеслав Володин заявил, что вопрос перенесен на следующую неделю. «Нам необходимо время для дополнительных переговоров с правительством», -- заявил он. По его словам, в законопроекте нечетко определены категории граждан, которые получат льготу по оплате коммунальных услуг. Между тем задержка рассмотрения вопроса о допфинансировании ЖКХ только усугубляет ситуацию: Госстрой не может проводить реформы без денег. Средств не хватает даже на текущий ремонт основных фондов, изношенность которых составляет более 70%. О том, как можно преломить ситуацию, корреспонденту газеты «Время новостей» Владиславу ДОЛГОВУ рассказал председатель Госстроя Анвар ШАМУЗАФАРОВ.

-- Как идет подготовка жилищно-коммунального хозяйства к зиме?

-- Ситуация по-прежнему очень тяжелая, она даже ухудшилась по сравнению с прошлым годом. На подготовку к зиме необходимо около 74 млрд руб. (из них примерно 40% -- на закупку топлива), а профинансировано 33,5 млрд. Топливо практически завезено везде, за исключением Сибири и Дальнего Востока. Но на его оплату и подготовку коммунальных систем к зиме не хватает еще 40,5 млрд рублей.

-- Почему, на ваш взгляд, и в этом году были допущены просчеты при подготовке к зиме?

-- Во-первых, готовиться к нынешнему зимнему сезону начали с опозданием -- у всех была эйфория, ведь прошлую зиму пережили относительно спокойно. А хорошо перезимовали потому, что еще были живы страхи перед катастрофами, подобными приморской 2000 года: боялись, что потом всех выгонят с работы. Затем начались безответственные речи о том, что не надо платить за услуги ЖКХ. В жилищной сфере нельзя поступать как в электроэнергетике -- это приведет к размораживанию систем и возрастанию затрат на восстановление. Хорошо, что население понимает: чудес не бывает, и платить надо. Подготовка ЖКХ к зиме оказалась на грани срыва еще и потому, что в этом году повышена зарплата бюджетникам. Нагрузка должна была лечь в основном на субъекты федерации и муниципальные образования, и они решили эту задачу за счет денег, на которые должны были готовить системы к зиме.

-- Что предпринимается для того, чтобы исправить ситуацию?

-- Чтобы избежать недофинансирования, о котором я говорил, нужно принять новую редакцию статьи 15 закона «О федеральной жилищной политике». В законопроекте, внесенном в Госдуму правительством, записан очень важный тезис: власти всех уровней совместно с населением должны обеспечить 100-процентное финансирование ЖКХ. Коммунальные предприятия должны начать работать безубыточно. Если депутаты проголосуют за этот законопроект, то в следующем году из госбюджета регионам на целевую компенсацию льгот и субсидий будет выделено 18,8 млрд рублей. Просьбы Думы, касающиеся сохранения льгот, будут учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению.

Далее, нужно погасить федеральную задолженность перед предприятиями ЖКХ. На одном из заседаний правительства было принято решение, что министерства и ведомства -- а их общий долг перед коммунальным хозяйством составляет 5,2 млрд руб. -- будут вызываться в Белый дом для воспитательной работы. Деньги бюджета, предусмотренные на передачу ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность, предполагается перечислить целевым образом. Пока из 7 млрд руб. недоплачено 4,8 млрд. Правда, когда в середине года часть этих денег отдали регионам, те потратили их на погашение всевозможных задолженностей, потому что не было жесткого требования направить средства на оплату работ по подготовке к зиме. Теперь эти деньги будут «мечеными». Кроме того, только что субъектам федерации было выделено дополнительно 10 млрд рублей. Таким образом, из 40,5 млрд рублей, которых не хватает на подготовку к зиме, около 20 млрд правительство дает напрямую, а остальное должно прийти из региональных бюджетов. В правительстве считают, что это поможет резко улучшить ситуацию.

-- В альтернативном, депутатском, проекте законодательной поправки речь идет о необходимости выделить на реформу ЖКХ 65 млрд рублей. Насколько реально учесть пожелание депутатов?

-- Это нереально. Эти 65 млрд рублей, которые нужны для закупки и установки приборов учета потребления количества теплоэнергии и воды, в проекте бюджета на 2003 год не предусмотрены. На все мероприятия по модернизации коммунального хозяйства выделено 500 млн рублей. А в текущем году непосредственно на реформу вообще ничего не было предусмотрено. Могу утешить сторонников альтернативного проекта поправки тем, что кроме бюджетных средств на нужды ЖКХ в следующем году будут использованы кредиты Всемирного банка. По двум проектам на модернизацию жилищно-коммунального хозяйства (на водоснабжение и канализование, а также на теплоснабжение. -- Ред.) в 20 городах России удалось получить 207,8 млн долл. Торги будут устроены уже в этом году. На местах мы собираемся давать средства только на проекты, прогнозирующие существенное снижение затрат на предоставление услуг. Кстати, те деньги, которые могут прийти в ЖКХ с принятием предлагаемой поправки, будут потрачены именно на реализацию энергоэффективных программ, что приведет к повышению отдачи инвестиций в ЖКХ.

-- Что, по вашему мнению, привело к кризисной ситуации в жилищном фонде страны?

-- При проведении либерализации цен в начале 90-х ни в коем случае нельзя было допускать их перекоса. На тот момент население оплачивало 35% предоставленных услуг. Стоимость коммунальных услуг для потребителей была заморожена на несколько лет. При этом начались обвальная инфляция и рост цен, в том числе на товары первой необходимости, а стоимость жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) осталась 16 коп. за квадратный метр. Это было волевое решение тогдашних властей, последствия которого мы выправляем уже восемь лет. Только в 1994 году правительство приняло решение о том, что цены на ЖКУ могут расти. Сегодня мы добились того, что с 2% от стоимости услуг, которые население оплачивало в 1994 году, мы имеем в реальном выражении 52,3%. (По федеральному стандарту население должно оплачивать 90%. -- Ред.)

-- Вы считаете, что предлагаемая поправка к закону «О федеральной жилищной политике» будет способствовать устранению перекоса цен?

-- Да, именно так. Стратегический смысл предлагаемого изменения в законе заключается в том, что за все взятые обязательства и за все слова, которые произносят чиновники, надо платить. Для того чтобы оплачивать предоставляемые льготы, мы должны законодательно заставить бюджеты всех уровней возмещать эти затраты. К сожалению, последние десять лет принимались решения без просчета финансовых последствий их реализации. В результате в прошлом году недополучили 17% средств (из 360 млрд руб. не перечислено 60 млрд). Но предприятиям-то ЖКХ ресурсы достаются не бесплатно, и они вынуждены одалживаться. Их суммарная дебиторская задолженность составляет сегодня 170 млрд руб., а кредиторская из-за штрафных санкций -- 260 млрд. Восстановить текущее финансирование просто необходимо и для того, чтобы поставить на рельсы реформу ЖКХ. Как может идти реформа, если на нее нет денег?

-- Значит, ее нет?

-- Она захлебывается. Чтобы был конкурс при выборе компаний-подрядчиков, нужно чтобы хоть кто-то согласился прийти обслуживать жилищный фонд. А если компаниям за это не платить денег, они просто развернутся и уйдут. Поэтому главное условие проведения реформы ЖКХ -- восстановление текущего финансирования. Только тогда уменьшится угроза коммунальных катастроф. Все боятся говорить о ЖКХ, боятся говорить правду. Надо просто быть честными и меньше держаться за свои кресла.

Беседовал Владислав ДОЛГОВ