Время новостей
     N°195, 22 октября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.10.2002
«Рано делать ставку на продвижение наших за рубеж»
Оппонентом Дэвида Джанка выступил наш соотечественник -- директор по артистам и репертуару российского отделения EMI (компании «Гала Рекордз») Сергей КУЗНЕЦОВ.

-- С тех пор как наша страна стала открыта миру, прошло полтора десятка лет. В России работают все мировые лейблы, почему же ничего не меняется?

-- Хотя бы потому, что мало просто оказаться на западном рынке, нужно еще добиться определенных успехов, то есть стать популярным. Единственный пример относительного успеха -- группа «Парк Горького», которая на перестроечной волне попала в Америку, выпустила сингл и с ним оказалась на довольно высоких местах в хит-параде Billboard. Но заметьте, даже этого им не хватило, чтобы надежно закрепиться на американском рынке. Уже через некоторое время рекорд-компания расторгла с ними договор. Удивляться тут нечему: конкуренция в Штатах зверская. Таких артистов, как «Парк Горького», пруд пруди, очередь стоит. Для того чтобы понимать, что это за рынок -- не только американский, но и европейский, -- надо постоянно в нем находиться. В Англии, к примеру, как только на английском рынке появляется какая-то англоязычная иностранная группа, допустим, немецкая, пресса тут же принимает эту группу в штыки, смешивает с грязью и так далее. Практически -- защищают рынок! Поэтому английский рынок, я считаю, в хорошем смысле консервативен. Он живет своими артистами, он самодостаточен, артистов там, начиная с Beatles и Queen и кончая Radiohead и Coldplay, всегда было довольно. Поэтому они и не принимают никаких сторонних «вливаний».

-- Но сами они сейчас тоже никого не импортируют!

-- Есть такая проблема. Но в основном это касается гитарной музыки, рок-музыки Oasis, Radiohead. Их поп-группы более успешны -- Spice Girls например. В целом английская музыка весьма специфична, слишком умна для американского рынка. Ведь на американском рынке около 40 % кантри!

Местные рынки имеют свои особенности, которые связаны с корневой культурой нации. В Америке это кантри и черная музыка: арэнби, соул, и т.д. В Великобритании более 50 % -- рок-музыка. Собственно, эта страна всегда отличалась концептуальной музыкой, более умной. Для того чтобы там стать успешным, надо не только быть семи пядей во лбу, но и знать ее культуру. Без этого большинство «неместных» артистов в Британии воспринимают как инородное тело. Также как у нас «иностранцев», раскручиваемых с нуля.

-- Вы имеете в виду Авраама Руссо?

-- Была масса начинаний подобного рода. В начале 90-х ко мне приходили англоязычные артисты. Хотели в России заниматься музыкой. Я тогда думал: а почему здесь-то? Потом понял:- там они никому не нужны и пытаются попасть на мировой рынок через нас, через региональное отделение EMI. Но они не понимали, какие тут условия, пиратство дикое например. У нас нет средств, чтобы начинающему артисту дать подъемные и поставить в «стойло», как это происходит за границей.

-- Ну, с ними-то ладно, что же с нашими там?

-- Я это все рассказываю, чтобы было понятно: как их артисты здесь, так и наши там -- инородное тело. Потому что артист должен не только говорить на языке, но и оперировать образами, дышать воздухом той страны, для которой он творит. Стоит ли говорить, насколько это сложно для наших артистов. Может быть, у них вообще не хватает внутренней культуры...

-- То есть вы никаких попыток и не предпринимаете?

-- Нет, я, как A&R директор, конечно, не должен полностью исключать возможность продвижения наших артистов в другие страны, тем более что чисто технически представить их зарубежным коллегам не так сложно. Так, все местные артисты, имеющие контракт с нашей компанией, входят в мировой каталог локальных релизов EMI, так называемый ISC -- International Sales Company. Эти альбомы заказывают зарубежные отделения EMI и продают там все той же русской диаспоре.

-- Вы говорите о поп-музыке, а что же другие музыкальные стили?

-- Этническую музыку мы уже продаем через ISC. Вообще, если кто и может иметь успех за границей -- то именно русская народная или духовная музыка. У нас есть успешный проект такого рода -- православный московский хор «Пересвет», который сейчас выступает в Европе с Гораном Бреговичем. (они принимали участие во всех московских концертах). Еще один пример -- группа «Маркшейдер кунст», которую пригласили выступить в октябре в Германии, на крупнейший в мире фестиваль этнической музыки Womax. Тем не менее я считаю, что делать серьезную ставку на продвижение наших за рубеж рано. Хотя бы из-за пиратства, которое не дает звукозаписывающим компаниям получать нормальную прибыль и делать здесь продукт мирового уровня. Таких проблем нет только у Алсу, которая, как известно, имеет мощную финансовую поддержку. Но вот Universal организовал выход ее сингла и альбома в Германии, а толку-то? Даже с хорошей пиаровской поддержкой проект не реализовался в должной мере. Я думаю, то же самое будет и с «Тату». Несмотря на их относительный успех в Восточной Европе.

Подготовил Александр БЕЛЯЕВ