Время новостей
     N°195, 22 октября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.10.2002
Кто в море хозяин
Автоматчики овладели «Северо-западным пароходством»
Вчера утром сотрудники вневедомственной охраны с автоматами в руках заняли офис одного из крупнейших в России речных перевозчиков. Тем самым миноритарные акционеры, взявшие в августе власть в компании, были отстранены от управления. Они квалифицирует ситуацию как незаконный силовой захват. В то же время в холдинге «Новые программы и концепции» (НПК), восстановившем контроль над пароходством, считают, что действуют по закону.

Менеджмент в компании сменился по ставшей уже стандартной схеме. Около 30 автоматчиков прибыли в офис пароходства и предъявили договор о том, что их нанял для охраны административных помещений только что назначенный директор СЗП Андрей Антонов. Люди в камуфляжной форме блокировали здание и отказались пропускать сотрудников на рабочие места. Вскоре появилось объявление, что 21 октября -- выходной день.

«Руководство СЗП считает происходящее правовым беспределом, который может привести к непредсказуемым последствиям и дестабилизирует работу холдинга», -- заявила вчера пресс-служба, представляющая интересы отстраненной стороны. «Потерпевшие» предупреждают о возможных авариях на реках и каналах, так как из-за силового захвата 244 судна пароходства остались без технической поддержки «в силу того, что диспетчеры не могут приступить к своим обязанностям».

Член совета директоров пароходства Андрей Дутов, представляющий НПК, в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» ситуацию комментировать отказался. А заместитель генерального директора СЗП Филипп Ильин-Адаев сообщил лишь, что в минувшую пятницу Андрей Антонов был назначен генеральным директором компании решением совета директоров. В тот же день прошли собрания акционеров в 15 «дочках» СЗП. Они отменили ранее принятые решения о дополнительной эмиссии акций компаний, в результате которых НПК должен был лишиться этих активов.

55,5% акций СЗП принадлежит ОАО «Национальная авиационная компания», дочерней структуре НПК, а блокирующий пакет находится в руках Минимущества. Тем не менее в августе текущего года миноритарному акционеру компании -- группе СОТИ, владеющей 7% акций СЗП, удалось добиться того, что суд наложил арест на пакет, контролируемый НПК. Сразу же было проведено собрание акционеров компании, в результате которого НПК был отстранен от руководства, а генеральным директором назначили Андрея Гуськова.

Однако некоторое время назад Докузпаринский районный суд Республики Дагестан по жалобе частного лица снял арест с акций НПК. Это позволило холдингу провести 18 октября совет директоров и собрание акционеров, что и дало возможность автоматчикам нагрянуть в офис компании. Правда, представители отстраненного директора вчера заявили, что суд общей юрисдикции не имел права снимать арест -- это прерогатива арбитража.

Заметим, что конфликт вокруг пароходства разворачивается на фоне борьбы за другой крупный актив НПК -- «Северную верфь». Прокуратура Петербурга требует с нее 19,2 млрд рублей в пользу госбюджета, и арбитраж первой инстанции уже удовлетворил соответствующий прокурорский иск. Исполнение этого требования равнозначно банкротству судостроительного завода, который пытается отменить арбитражный вердикт в вышестоящих судебных инстанциях.

Виктор МАТВЕЕВ, Санкт-Петербург