Время новостей
     N°194, 21 октября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.10.2002
В подвешенном состоянии
Слиянию Ruhrgas и E.On требуется политическая поддержка
Споры о слиянии двух немецких энергоконцернов, E.On и Ruhrgas, выходят далеко за пределы не только Германии, но и конкурентной среды в рамках Евросоюза. Для России же речь идет о сохранении перспективы крупных немецких инвестиций в ее энергетику.

Энергетический диалог между Россией и Германией в последние годы стал одной из главных тем во время личных встреч лидеров обеих стран -- президента Владимира Путина и федерального канцлера Герхарда Шредера. Между ними сложились, как говорят помощники глав государств, «особенно доверительные отношения». И несомненно, что особое место в этих контактах занимает тема сотрудничества в газовой сфере. Правда, сейчас главе берлинского кабинета министров вести энергодиалог стало сложнее: старейший и крупнейший зарубежный партнер «Газпрома», акционерное общество Ruhrgas, переживает не самые лучшие времена. Начатый полтора года назад процесс слияния этой компании (крупнейшего импортера российского природного газа) с немецким энергетическим концерном E.On уже долго буксует из-за решений дюссельдорфского суда. А ведь от будущего этого союза во многом будут зависеть и столь необходимые России новые крупные инвестиции в модернизацию энергетического хозяйства. В этой ситуации канцлер Шредер скорее всего ожидает от российских производителей газа более активной позиции. И, возможно, даже поддержки со стороны Путина.«E.On прибавляет газа»

Когда 16 июля 2001 года шеф дюссельдорфского энергоконцерна E.Оn Ульрих Хартманн под девизом «E.On прибавляет газа» объявил о начале проекта по приобретению контроля над более чем 60% акций Ruhrgas, он, наверное, не предполагал, что этот процесс окажется столь мучительным и затяжным. Первую палку в колеса Хартманн получил спустя полгода из Бонна. Местное федеральное ведомство по контролю за деятельностью картелей 19 января запретило E.Оn покупку у BP 25% акций Ruhrgas, которые и обеспечили бы Хартманну и его предприятию желанный контроль за деятельностью и развитием эссенского концерна на годы вперед. К подобному развитию событий в Дюссельдорфе, похоже, были готовы. Решение антимонопольного ведомства должно было быть, согласно дальнейшим планам Хартманна, отменено специальным разрешением федерального министерства экономики -- по закону минэкономики может прибегнуть к этой мере, когда речь заходит о решениях, имеющих принципиальное значение для будущего всей нации. Именно по этой причине 5 июля федеральный министр экономики Вернер Мюллер вынес запрошенное E.On «министерское разрешение». Но последовавшие за этим судебные иски противников создания немецкого «суперконцерна», по сути, утопили правительственное распоряжение в бумажном море юридической волокиты.Бери, плати, инвестируй

До этого в Ruhrgas предпочитали широко не комментировать происходившее вокруг слияния обоих концернов, считая это во многом внутренним делом акционеров. Однако в сентябре, когда ведомство Вернера Мюллера решило повторно обратиться к проблеме слияния, глава Ruhrgas Буркхард Бергманн принял участие в переговорах с чиновниками и изложил им точку зрения своей компании. Газета «Время новостей» располагает записью выступления г-на Бергманна, в котором он обосновал необходимость нового подхода к обеспечению безопасности снабжения природным газом на длительную перспективу.

Сегодня, как известно, Германия получает 82% (с тенденцией роста этого показателя) природного газа из-за рубежа. Причем на Россию и Норвегию (их г-н Бергманн назвал «олигополией поставщиков») приходится свыше 70% его поставок. На этом фоне Ruhrgas заключил долгосрочные соглашения о поставках до 2030 года на общий объем в 1,5--1,6 трлн кубометров газа. Это соответствует более чем 15-кратному нынешнему годовому потреблению природного газа в Германии. Выполнение этих договоров потребует от Ruhrgas оплаты законтрактованного объема в размере свыше 100 млрд евро. Ведь они подписаны на достаточно удобных для поставщиков условиях по принципу take or pay -- «бери или плати»: если у импортера нет потребности или возможности взять согласованный много лет назад объем, то деньги все равно придется выложить. Такова логика взаимной поддержки между поставщиком и покупателем природного газа. Однако сотрудничество не ограничивается лишь данным «джентльменским» соглашением.

Глава Ruhrgas и прежде высказывался о необходимости широкомасштабных немецких инвестиций в российскую газовую отрасль. По данным Международного энергетического агентства в Париже, в ближайшие 20 лет России потребуется в качестве капиталовложений в поддержание и развитие газового хозяйства не менее 150--170 млрд долл. Как особо подчеркнул Буркхард Бергманн, чтобы привлечь необходимые финансовые средства, потребуются крупные инвестиции со стороны иностранных клиентов «Газпрома». В отличие от своих европейских конкурентов нынешний Ruhrgas будет не в состоянии обеспечить существенную долю этих инвестиций. «Вместе с тем, -- добавил глава Ruhrgas, -- если главным нашим акционером станет E.On, все это будет выглядеть по-иному». В переводе на язык бухгалтерии вывод г-на Бергманна означает сумму приблизительно в 8 млрд евро, которые дюссельдорфский концерн готов выделить Ruhrgas на его инвестиционные проекты, в частности в России.

Укрепление финансовой базы требуется Ruhrgas не только для безоговорочного выполнения долгосрочных контрактов с поставщиками, но и для формирования своего рода «запаса прочности» перед лицом международных конкурентов на немецком рынке -- французского госконцерна Gaz de France, итальянского ENI/SNAM, а также British Petroleum. Эти компании по сравнению с Ruhrgas (не располагающим в отличие от первых двух госдотациями) обладают более мощной финансовой базой, защищенными (не в пример немецкому) от иностранных «вторжений» рынками энергии, а также непосредственным выходом к источникам природного газа. В Германии крупнейшему газовому импортеру Ruhrgas принадлежит около 57% рынка. Вместе с тем его главные конкуренты на своих родных рынках не только получают солидную финансовую подпитку, но еще и не слишком обременены антикартельными «условностями» в том виде, каковой бытует в Германии. Хотя тот же Gaz de France контролирует у себя 100% рынка природного газа, испанский Gas Natural -- 98%, ENI/SNAM -- 86%.Российская прибавка

Министерство экономики Германии разработало два сценария развития энергетической ситуации в стране до 2020 года. Через два десятилетия доля природного газа в потреблении первичной энергии возрастет с 21 до 28% (по другому сценарию -- до 41%). Одновременно и удельный вес импорта газа вырастет до 90%. Это будет означать, что в 2020 году годовой импорт газа должен быть увеличен с нынешних 76 млрд до 100 млрд кубометров (по второму сценарию -- до 130 млрд). Иными словами, в период до 2020 года объем импорта газа в Германию должен вырасти, по одному сценарию, на 30%, а по другому -- на 70%.

Буркхард Бергманн уверен, что существенную долю дополнительного объема будет необходимо закупить в России. Однако для этого нужны колоссальные инвестиции -- не только в разработку новых месторождений, но и в прокладку транзитных путей.

«Ruhrgas сейчас не располагает финансовыми ресурсами, чтобы в значительном масштабе участвовать в подобных инвестициях, необходимых для выполнения существующих договоров, -- говорит г-н Бергманн. -- И тем более мы не в состоянии инвестировать в комплекс мер, необходимых для дополнительных поставок природного газа в Германию». Объединение с E.On, полагает глава Ruhrgas, сделает возможным полномасштабное участие эссенского концерна в разработке новых месторождений и доставке природного газа в Германию, а в конечном итоге обеспечит длительное и надежное снабжение немецких потребителей по приемлемым ценам.

Юрий ШПАКОВ, Эссен--Берлин